Тест напольной акустики DALI Opticon 6: для отдыха, а не для работы

Серия DALI Opticon пришла на смену успешной Ikon, отслужившей два срока в среднем ценовом сегменте и завоевавшей множество наград. В линейку входит семь моделей, из которых можно собрать комплект для многоканального звука. Но в этом тесте речь пойдет о стерео. Opticon 6 — симпатичные и довольно компактные напольники, которые впишутся в большинство стандартных помещений. Компания уже неоднократно доказывала способность создавать отличные, а главное — музыкальные продукты с демократичными ценами. Что же получилось на этот раз?

Названию модели созвучны слова «оптика» и «оптимизация». Второе приходит на ум при взгляде на сочетание покрытой глянцевым лаком передней панели и отделанных шпоном остальных стенок корпуса. Чем-то напоминает подход некоторых автомобилестроителей, у которых качество пластика в салоне меняется в зависимости от того, можно ли до него дотянуться и пощупать. А те детали, что скрыты от глаз, выполнены и вовсе из самого дешевого материала. Интересно, что если смотреть на Opticon 6 в профиль при определенном освещении, возникает оптическая иллюзия: чудится, будто передние панели отделены от корпуса. Короче, решение интересное, но неоднозначное.


С надетыми защитными решетками колонки практически не привлекают внимания

Остальные элементы внешности кажутся хорошо знакомыми — это гибридные твитеры и армированные древесными волокнами бумажные диффузоры фирменных динамиков. В их магнитную систему из более дорогой серии Rubicon перекочевал патентованный материал SMC (Soft Magnetic Compound) с низким гистерезисом и малыми вихревыми токами. Благодаря ему повысилась линейность НЧ-динамиков, а благодаря меньшему нагреву — стабильность их работы.

Нелинейная арифметика

В характеристиках АС, данных производителем, число полос указано как 2,5+0,5. Сколько же это на самом деле? Если говорить простым и понятным языком, можно подойти формально и сказать, что их четыре, поскольку каждому из четырех имеющихся динамиков отведены различные частотные диапазоны. Просто они частично перекрываются — один низкочастотник работает до 800 Гц, а другой — до стыковки с высокочастотной секцией, которая приступает к делу с 2200 Гц. Она для DALI, можно сказать, традиционная, представляющая собой уже хорошо знакомый блок из купольного и ленточного твитеров, первый из которых обслуживает практически весь слышимый диапазон высоких частот, от упомянутых 2200 Гц до 20 кГц, а второй начинает ему помогать с 14 кГц.


Фазоинвертор Opticon 6 настраивается на частоту 42 Гц

Акустику датской компании, содержащую подобные гибридные твитеры, рекомендуется ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В моем случае оптимальная картинка была достигнута в промежуточном положении — с частичным поворотом. Иначе (с использованием рекомендованного положения) центр стереосцены становился несколько неустойчивым.

Разумеется, многое зависит от помещения, но в целом можно считать, что Opticon 6 очень неприхотливы в плане размещения. Достаточно соблюсти расстояние между АС и слушателем и подобрать их направление. Справедливости ради отмечу, что встречал у DALI еще менее требовательные к установке модели.

Слушал я DALI Opticon 6 с усилителем, подходящим по ценовой категории, Denon PMA-1600NE. В качестве источников выступали проигрыватель Moon 650D и рекордер Sony PCM-D100. Колонки подключались акустическими кабелями Atlas Equator MkII. Чуть позже в тестировании принял участие заметно более дорогой усилитель Denon PMA-2500NE. Зачем и с каким результатом, будет ясно чуть позже.

Ставка на высокие частоты

Можем начать там же, где закончили — «Valkiria». Во вступлении прекрасно прописаны перкуссии, и «оптиконы» прямо-таки с удовольствием это показывают. Насыщенность, чистота и «хрусталь». Когда речь заходит о перкуссиях, которые сводил звукорежиссер, понятия не имеющий о существовании Hi-Fi — как ни странно, особого отторжения их озвучивание «оптиконами» не вызывает.

Хотя, казалось бы, твитеры должны были сокрушить слушателя, распыляя в его сторону со всей своей мощью и потенциалом одни из пренеприятнейших звуков неживой природы. Видимо, пара твитеров также не имеет особо ощутимых пиков АЧХ, что, в частности, позволяет слушателю без труда расследовать, где и в каком месте прячется та или иная тарелка барабанной установки, ловко скрываемая неумелым звукорежиссером.

Вокал, попадающий в зону действия гибридного твитера, получает крайне воздушные оттенки и легкость послезвучий, что в целом освежает звуковое полотно.

По общим же впечатлениям, высокие частоты все-таки акцентированы — то есть присутствует некая доля доминирования. И если сопоставить ВЧ со среднечастотным диапазоном, то преобладание ВЧ стремится к нулю, но не равно ему. А вот доминация ВЧ над басом сомнений не вызывает. Но рамки приличия соблюдены — и это не ощущается как «перекошенная тоналка». Так, легкий флирт.

Места на сцене

При рекомендованной параллельной установке Opticon 6 обеспечивают очень широкую панораму, пожалуй, даже слишком. Вокал на треке «Morning Is Come Again» Мишеля Коломбье позиционировался в центре, но немного размыто. При повороте непосредственно на слушателя ситуация мало менялась; самого приятного звучания и почти естественного размещения исполнителей удалось достичь при частичном повороте колонок к точке прослушивания.


Частоты основного резонанса обоих твитеров лежат за пределами их рабочих диапазонов

Попутно отмечу, что благодаря равномерной диаграмме направленности данных АС, особенно на верхах, частотный баланс при изменении угла установки остается практически тем же. Поэтому при установке основные манипуляции служат формированию желаемой стереосцены, и посторонние факторы этому не мешают.

Как с передачей частотного диапазона, так и с динамикой DALI не испытывают затруднений. На самых громких и резких пиках сигнала возникает ощущение, что запас по уровню еще остался. Сразу же захотелось попробовать их с записями высокого разрешения. На альбоме Dead Can Dance «Toward The Within» в формате DSD колонки звучали полновесно и обволакивающе, сплетая вокруг слушателя сверкающую сеть из металлических струн.

Выигрышная подача

К менее совершенным фонограммам Opticon проявляют лояльность. На альбоме Лоис Маршалл, из архива Московской консерватории, помещение, в котором проходило выступление, казалось просторнее, чем на самом деле; частотный диапазон воспринимался шире, чем позволяла техника в 1962 году; в целом запись производила впечатление более современной.


DALI по-прежнему делает ставку на динамики собственного производства

Впрочем, это самый яркий пример украшательства, которое присуще данным АС. Почти любой материал, проходящий через них, кажется чуточку лучше, чем есть на самом деле. Но делают они это достаточно тонко, не скатываясь до китча или гротеска.


Для уменьшения потерь кроссовер расположен сразу же за входными клеммами

Склонность колонок к преувеличению добавляет ощущениям от их исполнения новое измерение — образность. DALI легко переместили меня в воображаемый мир «Сталкера», стоило лишь поставить диск с саундтреками Эдуарда Артемьева. Эта кинематографичность звучания подтолкнула меня после теста пересмотреть клип Art Of Noise «Dragnet». И оказалось, что во время прослушивания трека на испытуемой системе моя фантазия рисовала более смелые повороты сюжета, чем у создателей ролика.

Стоит ли пробовать Opticon 6 с усилителем более высокого класса? Да, безусловно. Когда я подключил их к Denon PMA-2500NE, исчезли многие неточности, а склонность к преувеличению заметно убавилась. Фонограммы в формате DSD заиграли по-аналоговому гладко, а моя тестовая запись ударных из крохотного зала им. Мясковского Московской консерватории стала звучать ближе к оригиналу, без преувеличения объема помещения. Улучшилась точность позиционирования инструментов, но наибольший прирост в качестве получила не акустическая музыка, а рок и поп. Эти жанры стали доставлять особенное удовольствие за счет возросшего контроля баса, ритмичности и микродинамики. Несмотря на уменьшение образности, уже упомянутую «Dragnet» слушать было также интересно благодаря выпуклости и осязаемости всех элементов аранжировки.

Тест акустики DALI Opticon 6

Серия DALI Opticon пришла на смену успешной Ikon, отслужившей два срока в среднем ценовом сегменте и завоевавшей множество наград. В линейку входит семь моделей, из которых можно собрать комплект для многоканального звука. Но в этом тесте речь пойдет о стерео.

Opticon 6 — симпатичные и довольно компактные напольники, которые впишутся в большинство стандартных помещений. Компания уже неоднократно доказывала способность создавать отличные, а главное — музыкальные продукты с демократичными ценами. Что же получилось на этот раз?

Названию модели созвучны слова «оптика» и «оптимизация». Второе приходит на ум при взгляде на сочетание покрытой глянцевым лаком передней панели и отделанных шпоном остальных стенок корпуса. Чем-то напоминает подход некоторых автомобилестроителей, у которых качество пластика в салоне меняется в зависимости от того, можно ли до него дотянуться и пощупать. А те детали, что скрыты от глаз, выполнены и вовсе из самого дешевого материала. Интересно, что если смотреть на Opticon 6 в профиль при определенном освещении, возникает оптическая иллюзия: чудится, будто передние панели отделены от корпуса. Короче, решение интересное, но неоднозначное.

Остальные элементы внешности кажутся хорошо знакомыми — это гибридные твитеры и армированные древесными волокнами бумажные диффузоры фирменных динамиков. В их магнитную систему из более дорогой серии Rubicon перекочевал патентованный материал SMC (Soft Magnetic Compound) с низким гистерезисом и малыми вихревыми токами. Благодаря ему повысилась линейность НЧ-динамиков, а благодаря меньшему нагреву — стабильность их работы.

В характеристиках АС, данных производителем, число полос указано как 2,5+0,5. Сколько же это на самом деле? Если говорить простым и понятным языком, можно подойти формально и сказать, что их четыре, поскольку каждому из четырех имеющихся динамиков отведены различные частотные диапазоны. Просто они частично перекрываются — один низкочастотник работает до 800 Гц, а другой — до стыковки с высокочастотной секцией, которая приступает к делу с 2200 Гц. Она для DALI, можно сказать, традиционная, представляющая собой уже хорошо знакомый блок из купольного и ленточного твитеров, первый из которых обслуживает практически весь слышимый диапазон высоких частот, от упомянутых 2200 Гц до 20 кГц, а второй начинает ему помогать с 14 кГц.

Акустику датской компании, содержащую подобные гибридные твитеры, рекомендуется ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В моем случае оптимальная картинка была достигнута в промежуточном положении — с частичным поворотом. Иначе (с использованием рекомендованного положения) центр стереосцены становился несколько неустойчивым.

Разумеется, многое зависит от помещения, но в целом можно считать, что Opticon 6 очень неприхотливы в плане размещения. Достаточно соблюсти расстояние между АС и слушателем и подобрать их направление. Справедливости ради отмечу, что встречал у DALI еще менее требовательные к установке модели.

Слушал я DALI Opticon 6 с усилителем, подходящим по ценовой категории, Denon PMA-1600NE. В качестве источников выступали проигрыватель Moon 650D и рекордер Sony PCM-D100. Колонки подключались акустическими кабелями Atlas Equator MkII. Чуть позже в тестировании принял участие заметно более дорогой усилитель Denon PMA-2500NE. Зачем и с каким результатом, будет ясно чуть позже.

При рекомендованной параллельной установке Opticon 6 обеспечивают очень широкую панораму, пожалуй, даже слишком. Вокал на треке «Morning Is Come Again» Мишеля Коломбье позиционировался в центре, но немного размыто. При повороте непосредственно на слушателя ситуация мало менялась; самого приятного звучания и почти естественного размещения исполнителей удалось достичь при частичном повороте колонок к точке прослушивания.

Попутно отмечу, что благодаря равномерной диаграмме направленности данных АС, особенно на верхах, частотный баланс при изменении угла установки остается практически тем же. Поэтому при установке основные манипуляции служат формированию желаемой стереосцены, и посторонние факторы этому не мешают.

Как с передачей частотного диапазона, так и с динамикой DALI не испытывают затруднений. На самых громких и резких пиках сигнала возникает ощущение, что запас по уровню еще остался. Сразу же захотелось попробовать их с записями высокого разрешения. На альбоме Dead Can Dance «Toward The Within» в формате DSD колонки звучали полновесно и обволакивающе, сплетая вокруг слушателя сверкающую сеть из металлических струн.

К менее совершенным фонограммам Opticon проявляют лояльность. На альбоме Лоис Маршалл, из архива Московской консерватории, помещение, в котором проходило выступление, казалось просторнее, чем на самом деле; частотный диапазон воспринимался шире, чем позволяла техника в 1962 году; в целом запись производила впечатление более современной.

Впрочем, это самый яркий пример украшательства, которое присуще данным АС. Почти любой материал, проходящий через них, кажется чуточку лучше, чем есть на самом деле. Но делают они это достаточно тонко, не скатываясь до китча или гротеска.

Склонность колонок к преувеличению добавляет ощущениям от их исполнения новое измерение — образность. DALI легко переместили меня в воображаемый мир «Сталкера», стоило лишь поставить диск с саундтреками Эдуарда Артемьева. Эта кинематографичность звучания подтолкнула меня после теста пересмотреть клип Art Of Noise «Dragnet». И оказалось, что во время прослушивания трека на испытуемой системе моя фантазия рисовала более смелые повороты сюжета, чем у создателей ролика.

Стоит ли пробовать Opticon 6 с усилителем более высокого класса? Да, безусловно. Когда я подключил их к Denon PMA-2500NE, исчезли многие неточности, а склонность к преувеличению заметно убавилась. Фонограммы в формате DSD заиграли по-аналоговому гладко, а моя тестовая запись ударных из крохотного зала им. Мясковского Московской консерватории стала звучать ближе к оригиналу, без преувеличения объема помещения. Улучшилась точность позиционирования инструментов, но наибольший прирост в качестве получила не акустическая музыка, а рок и поп. Эти жанры стали доставлять особенное удовольствие за счет возросшего контроля баса, ритмичности и микродинамики. Несмотря на уменьшение образности, уже упомянутую «Dragnet» слушать было также интересно благодаря выпуклости и осязаемости всех элементов аранжировки.

Выводы

Эта модель у DALI получилась универсальной почти во всем. Она некритична к установке и сработается практически с любым усилителем. Не подойдут Opticon 6 разве что в качестве измерительного инструмента — для любителей аналитичного подхода или в качестве мониторов. Напомню, что речь идет скорее об эмоциональной подаче: у этих АС нет каких-либо формальных неточностей, касающихся АЧХ, детальности или фокусировки. Усилитель классом повыше сможет немного усмирить их чувственность, сделать более нейтральными, а заодно — ритмичными и напористыми.

По материалам stereo.ru

Выводы

Эта модель у DALI получилась универсальной почти во всем. Она некритична к установке и сработается практически с любым усилителем. Не подойдут Opticon 6 разве что в качестве измерительного инструмента — для любителей аналитичного подхода или в качестве мониторов. Напомню, что речь идет скорее об эмоциональной подаче: у этих АС нет каких-либо формальных неточностей, касающихся АЧХ, детальности или фокусировки. Усилитель классом повыше сможет немного усмирить их чувственность, сделать более нейтральными, а заодно — ритмичными и напористыми.


Охлаждению катушки купольного твитера способствует магнитная жидкость

Достоинства: Равномерное звуковое поле, некритичны к размещению. Увлекательная подача, превращающая звуковые образы в визуальные. Ощущение запаса по динамике гарантирует легкость прослушивания. Раскроются еще лучше с усилителем классом выше себя.

Недостатки: Необычное сочетание отделки разного типа понравится не всем. Победить их склонность к преувеличению можно только с помощью более дорогого усилителя.

Официальный сайт: DALI Opticon 6

Цена: 96 600 рублей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]