Наконец-то мы добрались до полноразмерного аппарата от Mytek. Рассмотренные ранее Liberty DAC и Brooklyn DAC+ при всей серьезности оснащения внешне не были похожи на полноформатный компонент. Корпуса в треть или половину от стандартной ширины — разве это солидно? Вот Mytek Manhattan DAC II — совсем другое дело! Да и сам производитель позиционирует его как исключительно домашнее High-End-устройство. И из всей троицы Майтеков только старший будет смотреться естественно в стойке с классическим Hi-Fi. Остается понять, чем он может привлечь аудиофилов и сильно ли отличается от своих профессиональных коллег.
Элитарность
Элитарность — то слово, которое характеризует Mytek Manhattan DAC II в полной мере. К чему не прикоснись, куда не загляни — встречаешь только самое топовое, лучшее и современное.
Начинается все со старшего чипа Sabre 9038Pro, обеспечивающего рекордное значение динамического диапазона 130 дБ. Тактовый генератор Femto Clock держит уровень джиттера ниже планки в 1 пс. Также имеются выход тактового генератора для синхронизации транспорта и вход для использования единого внешнего генератора. В режиме DoP устройство поддерживает DSD128 посредством двухканального SPDIF-соединения. Регуляторов громкости два, один лучше другого: высокоточный 32-разрядный цифровой с шагом 1 дБ и прецизионный аналоговый, который построен на резисторной матрице с релейным переключением.
Встроенный усилитель для наушников обладает нулевым выходным сопротивлением и хорошим запасом тока, выдавая до 6 Вт мощности — в зависимости от импеданса нагрузки. Нативная поддержка DSD, аппаратное декодирование MQA, способность воспроизводить DXD — сами собой разумеющиеся вещи, о которых в подобной ситуации и спрашивать-то не принято.
И не надо задавать риторических вопросов о том, где и как все это примерять. Действительно, часть технологий и заоблачных цифр может и не пригодиться, не выйти за рамки эксперимента. Много ли у вас в коллекции DXD и планируете ли вы передавать DSD через PCM по двум SPDIF-кабелям вместо того, чтобы отправить нативный DSD-поток по USB? Но другая и явно большая половина упомянутых решений и технологий — как раз то, что отличает High End от основной массы хороших и даже очень хороших устройств.
К не упомянутым выше, но вполне классическим признакам High End, без которых не обходится ни одно элитное устройство, можно также отнести линейный блок питания, собранный на базе двух экранированных тороидальных трансформаторов с раздельными стабилизированными линиями для каждого функционального блока и большими батареями конденсаторов, а также алюминиевый корпус с вошедшими в комплект виброразвязывающими опорами двух типов.
Обзор. Mytek Manhattan DAC II. Пятьдесят оттенков выразительности
Я давно и хорошо знаком с ЦАПами фирмы Mytek, поэтому с интересом взялся за тестирование их нового флагмана – Manhattan DAC II. Более того, в свое время успел познакомиться с его предшественником – Mytek Manhattan первого поколения. Но новое изделие похоже разве что корпусом и системой питания, а основная плата была полностью переработана. Новый ЦАП построен на хорошо известном чипе ESS Sabre 9038.
Можно сказать, что ЦАПам на различных версиях Sabre немного не повезло, и хорошие образцы незаслуженно страдают от некоей обобщающей репутации, которую снискал этот чипсет. Простота реализации и высокие характеристики чипа подтолкнули многих производителей к выпуску множества недорогих изделий, которые, при близком рассмотрении, оказались обладателями целого букета недостатков, среди которых я прежде всего выделил бы неестественно пышный, «нарядный» звук, излишне серебристые, бестелесные ВЧ и пустоватый диапазон от верхней середины и выше. Последнее вообще является бичом современных цифровых изделий, очевидно, такая подача в наш век погони за высоким разрешением позволяет маскировать творческую импотенцию при попытке усвоить современные Hi—Res форматы. Чипсет оказался с подвохом: получилось так, что для извлечения действительно классного звука приходится немало потрудиться на всех фронтах: в части питания, схемотехники, а часто и в написании собственных фильтров.
На этом фоне серьезные изделия на чипах Sabre демонстрируют прекрасный звук, конечно, только у тех производителей, которые умеют их приготовить, вкладывают время и деньги в собственные разработки и производство. Не буду перечислять все достойные модели, отмечу лишь, что первое поколение ЦАПа Mytek Manhattan было одним из тех самых «правильных» ЦАПов на Sabre, и это объясняет мой интерес к Manhattan II.
Аппарат производит приятное впечатление – его вес как у хорошего интегрального усилителя (еще бы – толстые металлические панели корпуса, два больших трансформатора внутри), интересный дизайн (конечно, он немного вычурный, но вживую смотрится очень неплохо, и сразу видно, что аппарат далеко не бюджетный), экран с элементами в виде ярких белых точек.
Оснащение аппарата, не побоюсь этого слова, богатое. Помимо того, что это ЦАП, он может быть и предусилителем, причем как цифровым, так и аналоговым! Доступны опциональные модули фонокорректора и сетевого проигрывателя, всевозможные входы и выходы. Кроме того, на передней панели красуется два выхода на наушники 6,3 мм, но используются они для подключения по балансной схеме. При этом ничего не мешает использовать одно из гнезд для обычных наушников (что я и делал при тестировании). Аппарат понимает буквально все форматы, до DSD256 (полный список форматов можно посмотреть на сайте производителя). Как любой современный аппарат, ЦАП работает с потоковыми сервисами Tidal и Qobuz, поддерживает Roon и при этом может аппаратно декодировать MQA.
Аппарат снабжен рядом фильтров, которые можно быстро менять с помощью программируемых кнопок, но практика показывает, что пользователь скорее всего выберет какой-то один из них для каждого типа контента (во всяком случае я делаю именно так). Я намеренно не указываю, какой фильтр понравился именно мне, так как дело это системное, зависит от других компонентов в системе и личных пристрастий, так что предлагаю будущим владельцам экспериментировать самостоятельно.
Для теста я использовал как свой источник на базе Tinycore MPD и выходом SPDIF, так и сервер/транспорт Aurender с выходом USB, подключение устройств производилось кабелями Tchernov Cable в обоих случаях. Забегая вперед скажу, что качество USB-входа оказалось на высоте, что позволило мне протестировать так же и сервер Aurender, но здесь речь идет о ЦАПе, поэтому я буду тут рассуждать о его звуковых свойствах в целом, насколько их возможно оценить в моей системе.
Во время тестирования я, как и всегда, использовал большое количество треков из своей библиотеки, всевозможных жанров и различного качества, от норвежских джазовых и кабаре барышень до музыки вроде ”Toccata” ELP или Ayreon.
Итак, это флагманская модель от американского (с польскими корнями) производителя, а значит, стоит дорого, и первое, что волнует потенциального владельца, оправданы ли такие вложения в ЦАП. Поэтому начну, пожалуй, с конца: звук аппарата действительно «дорогой», это слышно сразу, а выбор между ним и его одноклассниками (в том числе я имею в виду в аналогичном ценовом диапазоне) вопрос лишь личного вкуса. Что значит в данном случае «дорогой» звук, я попытаюсь расшифровать ниже.
Как и его предшественник, данный ЦАП полностью лишен характерных недостатков дешевых реализаций Sabre, тем более, что версия 9038 ушла по качеству звука вперед относительно моделей семейства 901*/902*. Здесь нет никакого звукового «частокола» на верхней середине, ВЧ имеют адекватный «вес» и отменную плотность, да и о чрезмерной лакированности звука – первого признака цифровых искажений – говорить не приходится.
Как я уже много раз говорил в обзорах подобных дорогих аппаратов, здесь уже нет смысла писать о том, что у аппарата хороший бас или широкая сцена или высокая динамика или обилие деталей – все это должно быть априори, если вы готовы расстаться с суммой в несколько сотен тысяч рублей, поэтому дорогой аппарат должен иметь нечто большее в своем активе, и Manhattan II тут не подводит. Даже на, в общем-то, не слишком качественных, но очень душевных композициях Gogol Bordello было сразу заметно, сколько нюансов и существенных деталей пения «достает» аппарат из записи – речь даже не о тембральной составляющей, с которой тут полный порядок, а скорее об общем контрасте между различными тонкими моментами – выше контраст между громкими и тихими звуками, за счет чего голос приобретает внутреннюю силу, а характерная техника вокалиста, бережно переданная аппаратом, добавляет реализма, эмоциональности и, да что там говорить, просто человечности. Аппарат не скупится на высокую интонационную насыщенность, и это, конечно, одно из главных достоинств данного ЦАПа.
Manhattan II прекрасен в верной расстановке акцентов в музыкальных фразах, от этого звучание композиций приобретает большую осмысленность, отлично передается настроение, музыкальная атмосфера. Помогает в этом способность ЦАПа беспроблемно играть несколько партий, умело фокусируясь на особенностях этих самых партий в произведении.
Как характерную особенность аппарата я отметил особую смысловую оформленность, законченность нот и музыкальных фраз – все это следствие высоких характеристик ЦАПа, в частности, точности высоты тона, отличной микродинамики, низкого уровня шума. Конечно, непросто передать это ощущение текстом, и тут я понимаю скептиков, но думаю, в реальном прослушивании я бы смог указать на эти моменты.
И вот тут я снова возвращаюсь к выразительности. Как было сказано выше, на протяжении всего теста я отмечал этот момент. ЦАП передает много градаций «выразительности», делает различные аспекты ее более контрастными, как будто исполнитель тщательнее старается передать все предписания партитуры. Создается впечатление исполнения высокого класса, отсюда ощущение большей вовлеченности, причем, не вследствие нестандартных ухищрений, вроде форсировки ударных долей и других средств усиления экспрессии, а просто более полной передачи музыкальной информации и минимума вмешательства в музыку.
Для оценки динамики и аудиофильских свойств я использовал свои стандартные композиции – ELP “Tocata” его вообще не смутила, да и с джазовыми импровизациями Trio Aurora ЦАП справился без труда: широкая картина, правдоподобные размеры инструментов, множество нюансов волшебной перкуссии, «как настоящий» контрабас, и фортепиано, за которым чувствовался живой человек.
Забавно, что кроме общего ощущения того, что играет недешевый компонент, Manhattan II не поражает каким-то броским вау-фактором, но спустя буквально несколько композиций тебя «накрывает», и вот ты уже слушаешь трек за треком, стараясь вникнуть в то богатство, которое аппарат потихоньку вытаскивает из хорошо знакомых записей.
Мне понравился и встроенный усилитель для наушников. Звук через наушники сохраняет все основные особенности аппарата, и если у вас в хозяйстве нет каких-нибудь страшных монстров, требующих почти колоночного усиления, ничего другого нет смысла искать, все уже есть в Manhattan II.
В итоге, как самое главное достоинство, которое, впрочем, вытекает из всего сказанного выше, я бы отметил высокую степень отключения аналитического аппарата при прослушивании. Ты слушаешь музыку, сопереживаешь и отключаешься от анализа информации. «Сейчас он сравнит его с винилом» — я уже слышу это, да. Но нет, конечно, с винилом вы его не спутаете, но в данном случае это не недостаток. Но вот правда, по некоторым психологическим аспектам восприятия музыки он стоит с винилом наверно даже на одной стороне. На нашей с вами. Моя рекомендация к самому придирчивому знакомству.
Технические характеристики
Форматы: PCM до 384к, 32бит, MQA ®, нативный DSD до DSD256, DXD, динамический диапазон 130дБ.
Цифровые входы: USB2 Class2 (OSX, Linux бездрайверные, все форматы), AES/EBU (PCM до 384к, до DSD128 DOP), 3x S/PDIF (PCM до 192к, до DSD128 DoP), Toslink, SDIF3 DSD до DSD256
Аналоговые входы: RCA Line In переключаемый на Phono при наличии опциональной карты фонокорректора, RCA Line In, балансный XLR Line In.
Аналоговые выходы: RCA, балансный XLR
Наушниковый тракты: Референсный высокотоковый усилитель для наушников 500mA, 6 Вт, c импедансом 0 ОМ. Двойной выход типа «джек» для самых требовательных наушников
Встроенный аттенюатор: аналоговый, с шагом 1дБ, регулятор громкости для основных и наушникового выхода. Доступен аудофильский байпасс.
Тактовый генератор: фирменный “Mytek Femtoclock Generator ™” 0.82пс внутренний джиттер
Запись аудио: любой цифровой сигнал может быть передан для записи на ПК с помощью USB2.
Прошивка: апгрейд по USB (Win и Mac)
Опциональный фонокорректор: High End M/M, M/C фонокорректор с никелевым трансформатором. Продается отдельно, может быть установлен пользователем.
Опциональная сетевая карта «ROON READY»: Превращает Manhattan II в цифровой с максимальным потоком 24/192кГц и DSD64. Совместима с Roon, DLNA/UpnP
Источник питания: переключаемый 115/230В
Размеры: ШxДxВ=432x267x50мм
Вес: 8кг
Автор текста и фото: Юрий Волобуев
Информация: hmytekdigital.ru
Обсудить на форуме
Tags: digital fruitsMytekЦАП
High-End-комбайн
Основное назначение Mytek Manhattan DAC II — ЦАП, предварительный усилитель и усилитель для наушников. Именно эти функции он выполняет в базовой версии. Как и в модели Brooklyn DAC+, тут есть масса настраиваемых параметров, способных повлиять на качество звучания или изменить его характер.
Например, выбор между двумя типами регуляторов громкости и полным их исключением из звукового тракта, настраиваемые цифровые фильтры ЦАПа и т.д. Эта не свойственная консервативной индустрии High End демократичность существенно выделяет Manhattan DAC II среди устройств сравнимой стоимости. Куда чаще приходится встречаться с прямо противоположным отношением к вопросу, когда разработчики, пользуясь известными только им знаниями и проприетарными технологиями, определили «единственно верный» набор настроек, от которого пользователь не может отступить и поэтому получает «вещь в себе».
Как вы понимаете, тут мои симпатии полностью на стороне Mytek. От одного реле, переключающего режимы работы, звуковой сигнал хуже не станет, а отсутствие какой-нибудь простой функции — вроде переключателя входов или регулятора — часто вынуждает либо выбирать другое устройство, либо увеличивать количество компонентов в системе, что на звуке может сказаться куда более драматично, чем наличие одного реле в схеме.
И особенно приятно, что Mytek на этом не остановился. Помимо основного набора функций, Manhattan DAC II можно дополнить опциональными модулями, сделав его еще более аналоговым, более цифровым или более универсальным. В первом случае речь идет о встраивании платы фонокорректора, а во втором — о сетевом модуле, превращающим устройство в полноценный цифровой источник и добавляющем на заднюю панель порт LAN.
Схема работы с фонокорректором аналогична Brooklyn DAC+: плата находится внутри устройства, а для подключения проигрывателя винила используются имеющиеся несимметричные входы, переключаемые в соответствующий режим работы через меню управления.
Сетевой модуль реализован не менее оригинально. Производитель заявляет поддержку DLNA, UPNP, Airplay и Roon. Сервисы Tidal и Qobuz тоже упоминаются, но без подробностей. Знатоки сетевых технологий наверняка уже сделали из этой скудной информации правильный вывод: все заявленные протоколы подразумевают работу Mytek Manhattan DAC II в качестве «рендерера» или, говоря по-русски, устройства воспроизведения, управляемого извне. А Tidal, Qobuz и другие онлайн- и внутрисетевые сервисы запускаются с помощью внешнего устройства — компьютера или мобильного гаджета.
Это избавило Mytek от необходимости создавать свое приложение, интегрировать туда проигрыватели и производить массу другой работы, связанной с разработкой и отладкой софта. При этом свобода выбора у пользователя осталась. Не хотите ставить в систему аппаратный цифровой источник — Roon заменит его в полной мере.
Думаю, ни у кого нет сомнений, что на сегодняшний день более аудиофильного и хайэндного решения для передачи музыки по сети не существует — а поэтому результат, соответствующий статусу устройства, гарантирован. Ну а прочие протоколы можно рассматривать, как удобный способ послушать музыку с компьютера или смартфона.
Обзор ЦАПа Mytek Manhattan DAC II на топовом ES9038Pro
Компания Mytek была основана Михалом Юрэвичем (Michał Jurewicz), американцем с польскими корнями, который работает инженером на Skyline Recording Studios в Нью-Йорке и специализируется на разработке уникальной аппаратуры для студий звукозаписи и мастеринговых студий. Где, кстати, всегда хотят использовать самые последние достижения техники, не дожидаясь, пока массовые со своими продуктами до современных требований. С применением специально разработанной Михалом аппаратуры были записаны альбомы David Bowie, Lou Reed, Mariah Carey, James Taylor и многие другие. По этой причине Михал создал в 1992 году собственную компанию MyTek Digital и стал предлагать свои продукты на продажу всем желающим. Сегодня марку Mytek знают и любят аудиофилы по всему миру.
Manhattan DAC II (страница на сайте производителя) является самым дорогим и технически совершенным USB-ЦАПом производителя. Его выход был фактически приурочен к появлению нового флагманского чипа ЦАП — ES9038 Pro. В Mytek традиционно придерживаются такого подхода, это уже не первое и не второе поколение продуктов подобного рода на флагманских чипах ESS Technologies. Для полной реализации потенциала преобразователей производитель использует уникальный линейный блок питания и тактовый генератор Mytek Femto Clock, также собственной разработки. На передней панели находятся два выхода на наушники, куда можно подключить 2 пары обычных наушников или требовательные Hi-End-модели по балансному подключению, через переходник на 4-контактный XLR. Заявленная мощность усилителя — 6 Вт, импеданс 0 Ом.
Помимо того, что Manhattan DAC II — это отличный USB-ЦАП с поддержкой MQA и балансным наушниковым усилителем, он может быть расширен до сетевого проигрывателя дополнительной внутренней платой. А линейные входы позволяют перенаправить сигнал любого аналогового источника на наушниковый усилитель или на линейный выход и далее на усилитель мощности. То есть Manhattan DAC II способен работать не только как чистый ЦАП, но и в режиме качественного предусилителя, с чисто аналоговой регулировкой уровня сигнала. Как дань профессиональному бэкграунду производителя, у Manhattan DAC II есть вход/выход Word Clock, вход/выход AES и балансные аналоговые разъемы XLR для подключения активной профессиональной акустики.
Как следует из надписи на задней панели, устройство произведено в Польше, при этом корпус произведен в Калифорнии. Существует три варианта расцветки: черный, золотой и серебристый матовый. У нас на тестах был последний из них. Габариты корпуса и вес довольно внушительные: 432×267×50 мм, 8 кг. Есть возможность установить корпус на резиновые ножки либо на идущие в комплекте шипы. Также в наборе идет ИК-пульт ДУ, это стандартный Apple Aluminum IR remote.
Внутренняя начинка брендовой техники всегда интересна. Большие габариты корпуса позволили с комфортом разместить все модули и удалить их друг от друга во избежание наводок, а также запитать отдельным питанием. Разъемы подключения соединены с основной платой качественными проводами большого сечения.
Цифровая часть устройства очень интересная. Здесь производитель собрал все возможные виды процессоров, которые можно увидеть в таких устройствах: XMOS XU216, SТM32, FPGA Altera Cyclon V и микроконтроллер NXP. Производитель не раскрывает подробностей о работе цифровой части. На наш взгляд, XMOS используется для USB и обмена с контрольной панелью карты в Windows и macOS X, STM32 — для управления с ИК-пульта ДУ и вывода информации на экранчик, Altera занимается формированием цифровых сигналов, а NXP может обслуживать опциональное Ethernet-подключение и стриминговые функции.
Линейный БП выполнен на тороидальных трансформаторах, заключенных в двойной металлический экран. Это необходимо, чтобы избежать электромагнитных наводок на внутренние электрические цепи. Для сглаживания пульсаций стоит целая линейка из емкостей. Так как в устройстве требуется несколько шин питания разного напряжения, применено такое большое количество конденсаторов. Схема питания вынесена на отдельную печатную плату. В общем-то, большой размер корпуса и вес 8 кг как раз объясняются встроенным линейным БП.
Как вы знаете, не все устройства с линейным блоком питания могут работать одновременно и с европейским питанием 220 В, и с американским 110 В. К счастью, Manhattan DAC II умеет работать с любой сетью. Переключатель напряжения сети находится на задней стороне, рядом с разъемом питания.
Микросхема ЦАП ESS Technologies — это старший и самый дорогой продукт американского производителя, ES9038Pro с рекордными параметрами качества. Динамический диапазон может составлять до 140 дБ. Сам чип имеет 8 выходов, но может работать в режиме суперстерео, то есть не просто dual mono, а quad mono. При этом суммирование сигналов с 8 внутренних ЦАП в два стереоканала производится внутри самой микросхемы. Вероятно, такое «внутреннее» суммирование не так эффектно выглядит — уже нельзя продемонстрировать ненормальное количество чипов на огромной печатной плате, — но зато хорошо сказывается на звучании. Чип ES9038Pro довольно сложный, он имеет встроенный мощный микропроцессор, который занимается расчетом интерполирующих фильтров на очень высоких частотах. Поэтому для работы он требует отдельный генератор 100 МГц, который можно видеть справа на плате. По причине сложности начинки один только чип ЦАП ES9038Pro стоит дороже, чем все 4 микросхемы цифровых процессоров внутри Manhattan DAC II, поэтому мы уделяем ему столько внимания в описании.
На плате мы видим чипы ОУ и аналоговых регуляторов уровня. Для усложнения воровства схемы разными noname-производителями из Поднебесной дорожки печатной платы залиты не лаком, а краской, так что не видны. Маркировка большинства чипов намеренно удалена шлифовкой верхней поверхности корпусов. При очень большом желании все равно можно со 100%-ной уверенностью определить каждый чип, но тот, кто точно знает, как это сделать, умеет самостоятельно проектировать схемы не хуже, чем эта, и не нуждается в таких уловках. С другой стороны, удаление надписей на чипах сразу лишает возможности троллинга производителя в форуме разными пионерами, которые действуют по принципу «всем виноград хорош, да зелен — ягоды нет зрелой». Так что любители наведения порчи на устройства по фотографии остаются не у дел. Придется слушать ушами, друзья мои.
В целом, схема устройства простая, короткая, но оригинальная и своя. Несложно догадаться, что производитель шел к ней с 1992 года через предыдущие три десятка других моделей своих устройств. Чувствуется высокая квалификация и собственное видение.
После подключения к компьютеру можно установить контрольную панель, из которой удобнее видеть все текущие настройки и управлять ими. Также отсюда можно обновить прошивку, чтобы добавить новые функции. Панель имеется как для Windows, так и для macOS X.
Драйвер поддерживает частоты до 384 кГц и воспроизведение DSD256.
Диагностика ASIO
Device: Mytek USB Audio
Features: Input channels: 4 Output channels: 2 Input latency: 710 Output latency: 551 Min buffer size: 8 Max buffer size: 2048 Preferred buffer size: 512 Granularity: −1 ASIOOutputReady — not supported Sample rate: 8000 Hz — not supported 11025 Hz — not supported 16000 Hz — not supported 22050 Hz — not supported 32000 Hz — not supported 44100 Hz — supported 48000 Hz — supported 88200 Hz — supported 96000 Hz — supported 176400 Hz — supported 192000 Hz — supported 352800 Hz — supported 384000 Hz — supported Input channels: channel: 0 (AES L) — Int32LSB channel: 1 (AES R) — Int32LSB channel: 2 (SPDiF L) — Int32LSB channel: 3 (SPDiF R) — Int32LSB Output channels: channel: 0 (Output L) — Int32LSB channel: 1 (Output R) — Int32LSB
Измерения в RMAA
Мы провели стандартные измерения с выходов RCA в режиме отключенной аналоговой регулировки. Уровень сигнала на линейных RCA-выходах очень высокий, 4 ВRMS. Именно в этом режиме мы и провели наши измерения.
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | −0,02, −0,10 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | −119,3 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А) | 119,2 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0,00032 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ (A) | −106,4 | Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,00053 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −98,1 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,00042 | Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Как и ожидалось, у устройства большой динамический диапазон и низкие искажения. Так как производитель не приводит никаких паспортных данных своего устройства, мы не можем сравнить с ними.
Мы приводим измерения только для иллюстрации, не стоит по ним угадывать звучание устройств. Производитель говорит, что не гонится за красивыми цифрами в паспорте, а сосредоточен именно на качестве звучания устройства.
Прослушивание
Переходя к оценке качества, стоит отметить, что такие устройства, как Manhattan DAC II, создаются для ценителей звука. То есть обычному человеку, незнакомому с темой, звучание вряд ли о чем-то скажет. Ну да, хорошо играет, но за что же тут платить? Ведь за эти деньги выгоднее купить два камаза картошки или корову в комплекте с комбикормом.
В мире дорогих устройств все не так. Публика там подготовленная, хорошо знает, что́ она ищет. Ценовой аспект важен, но не на первом месте. Здесь уместна аналогия с дорогим вином. Если привлечь к дегустации человека с улицы, вряд ли он станет крутить бокал, чтобы вино выделило аромат, вряд ли будет способен распознать по слезинкам класс напитка, и прочее, и прочее. Обычному гражданину достаточно пластикового стаканчика и соленого огурчика, а все, что нужно — это этиловый удар по голове с последующим как можно более быстрым засыпанием лицом в салате. В то время как коллекционное вино, поданное при правильной температуре, оцененное правильным способом, позволяет получить целую гамму вкусов, постепенно сменяющих друг друга, создавая неповторимые ощущения с долгим послевкусием (понятно, что шмурдяк из отходов пищевой промышленности для этого не подходит). Настоящий дегустатор даже не проглатывает оцениваемое им вино, а сплевывает его и прополаскивает рот водой. И это при огромной стоимости одной бутылки — отдельные экземпляры могут достигать цены приличного автомобиля. Вот уж где деньги на ветер, товарищи!
Точно то же самое происходит в случае оценки аппаратов уровня Manhattan DAC II. Слушали мы каждую композицию до конца, фальшиво подпевая исполнителю и похлопывая себя по коленям, или прополаскивали уши и включали тот же фрагмент на разной прочей аппаратуре — догадайтесь сами. На самом деле, нам было интересно выяснить, как именно производитель приготовил нам ES9038Pro, какая у него трактовка музыки, для кого лучше подойдет этот ЦАП.
Не будем утомлять читателя описанием микро- и макродинамики, звуковой сцены на первой, второй, третьей композиции — этой беллетристики (belles lettres — «изящная словесность», текст ради текста) хватает в других изданиях. Мы считаем, что в таких случаях автора текста, что называется, несет, а повествование подменяет собой анализ. В итоге понятно, что автор очень умен и поднаторел в жонглировании буквами, но вот как играет аппарат — для всех остается полной загадкой. Давайте лучше дадим краткий анализ того, что мы пропустили через свои уши и свой опыт. Две недели мы внимательно слушали Manhattan DAC II в сравнении с другой высококлассной аппаратурой.
Можно смело считать, что Manhattan DAC II удался производителю как флагман. Все хорошие черты здесь имеются: звук с высокой детальностью, широкой панорамой и кристально ясными высокими частотами. Звучание благородное, потенциал ES9038Pro ощущается очень хорошо. На хороших записях эта прозрачность и легкость звука очень располагают к себе. В то же время, отсутствует синтетика и осадок, за которые мы все не любим первое поколение устройств на 9018S. Скажем так: если вы хотите иметь одну из лучших реализаций устройств на 9038Pro, то Manhattan DAC II явно заслуживает вашего внимания. Это что касается линейных выходов.
Усилитель для наушников мы оценивали на топ-модели американских наушников Audeze LCD-4z. Хотя усилитель и нельзя назвать плохим — особенно хорошо ему удалось разделение каналов, — но все же Manhattan DAC II в качестве чистого ЦАПа реализован явно лучше: линейный выход аппарата просто на порядок лучше, чем наушниковый. Поэтому, по нашему мнению, Manhattan DAC II заслуживает отдельного наушникового усилителя — лампового или на транзисторах, тут уж кому как нравится. Но мы не склонны считать это минусом, ведь для многих обладателей серьезных дорогих колонок наушники не являются заслуживающим внимания способом прослушивания музыки — просто даже по причине заложенных в них компромиссов. А у любителей Hi-End-моделей наушников уже есть коллекция любимых наушниковых усилителей, поэтому таким пользователям не придется переплачивать за ненужную им функциональность.
Близкое знакомство
Эстетические свойства фасада Mytek Manhattan DAC II, как и у младших собратьев, выше всяких похвал. Не то Hi-Fi-компонент, не то арт-объект — так сразу и не разберешься. Качество изготовления (естественно!) безупречно — глаз радует, прикасаться приятно. А вот с управлением поначалу не очень сложилось. После Brooklyn DAC+ с его непростым на первый взгляд, но очень наглядным и информативным интерфейсом, напоминающим рабочее место пилота малой авиации, Manhattan DAC II с его матричным дисплеем и крупными символами оказался уж очень прост.
Все потому, что первый устанавливается где-то на расстоянии вытянутой руки, на студийной консоли или на рабочем столе рядом с компьютером, а второй — в стойке с другими стереокомпонентами, достаточно далеко от пользователя. И именно издалека размер символов воспринимается вполне адекватным и хорошо читаемым.
Но попробуйте настроить Mytek Manhattan DAC II, используя кнопки на фасаде: этот самый однострочный дисплей — задачка для очень терпеливых людей! К счастью, есть способ сделать все то же самое быстро и без нервов — нужно лишь воспользоваться фирменным приложением для компьютера. Там все параметры доступны сразу, и полная настройка системы займет буквально несколько минут кликанья мышкой, после чего о процедуре настройки можно с чистой совестью забыть на все время эксплуатации устройства — разве что иногда под настроение менять цифровой фильтр.
После того, как вопрос с настройками перестал быть актуальным, можно в полной мере оценить удобство и эстетику дисплея, отображающего красивые большие буквы и цифры — ну и наконец-то приступить к прослушиванию.
Степени совершенства
Прослушивание Mytek Manhattan DAC II способно доставить немало удовольствия, но человека, пришедшего оценить это устройство и вынести вердикт, оно довольно быстро загоняет в тупиковую ситуацию: разрешение предельное, тембры насыщенные и естественные, сцена объемная и точная, к динамике претензий нет, окрашенности — в том числе той, что неизменно приписывают ЦАПам Sabre — не наблюдается.
На что жаловаться, чего еще хотеть и как это охарактеризовать — непонятно. Остается только вспомнить песню про то, что «нельзя быть красивой такой», и гордо удалиться в закат (ну просто потому что такую спонтанную покупку семейный бюджет не перенесет). Однако надо собраться с силами и понять, что же представляет собой Mytek Manhattan DAC II, определив хотя бы степень совершенства, которой достигли разработчики.
Проблема состоит в том, что младший брат сегодняшнего испытуемого, Brooklyn DAC+, уже произвел впечатление аппарата, обладающего предельно высоким уровнем качества и дальнейшие улучшения относительно заданной им планки — как ожидаемые, так и фактические — выходят за пределы простых понятий «разрешение», «динамика» или «сцена». Речь уже может идти скорее об отдельных нюансах и дополнениях, из которых складывается та самая полнота передачи музыкальных образов и эмоций, ради которых и создаются лучшие Hi-Fi- и High-End-компоненты.
Еще один ключевой фактор — класс качества тестовой системы. Для Manhattan DAC II, как и для любого другого High-End-устройства, необходимы лучшие партнеры, обладающие столь же высоким разрешением и настолько же превосходной сбалансированностью остальных качеств. Простой пример: преимущество Manhattan DAC II на фоне устройств классом ниже, в целом, заметно и с младшими моделями наушников Audeze серии LCD, но не является чем-то ярким и очевидным, а вот при использовании старших моделей — разница совершенно неоспорима и слышна с первых нот.
Как только Manhattan DAC II попадает в систему соответствующего уровня, пазл складывается и появляется возможность увидеть и прочувствовать музыкальную картину целиком — без каких-либо изъянов и недосказанности. В музыке появляются те оттенки и подробности, та непринужденная естественность и реалистичность, услышав которые, ощущаешь себя тамплиером, нашедшим Священный Грааль, или Ханом Соло, вернувшимся за штурвал Тысячелетнего Сокола.
Если Brooklyn DAC+ воспроизводил музыку точно и полноценно, Manhattan DAC II добавляет в этот процесс немного магии, вдыхая жизнь в каждый звук, переключая максимум внимания на эмоции, настроение, художественную составляющую, в целом. Во «Временах Года» Вивальди — хоть в классической, хоть в джазовой обработке — можно по настроению композиции весьма успешно угадывать месяцы, а при прослушивании классных вокалистов начинает казаться, что понимаешь текст, хотя песня звучит на совершенно незнакомом языке. Все потому, что в работу включается тот самый универсальный язык музыки — понятный без слов.
Ну и самый показательный эффект: разрешение, позволяющее услышать мельчайшие детали и самые глубокие слои музыки, о которых знал разве что только звукорежиссер. Но при этом музыка не становится каким-то суперэффектным аттракционом, как это часто бывает в системах высокого класса.
Слышно и вправду все, но музыкальность и эмоции настолько выдвинуты на первый план, что еще тысячу «мелочей» позади просто не замечаешь. При понижении качества контента эта музыкальность никуда не пропадает — просто сама музыка становится проще, скромнее, бледнее. Одним словом, ситуация в точности такая же, как при работе в системе на один-два класса ниже, чем сам Manhattan DAC II.