В мире музыки балом нынче правит стриминг. Лейблы, артисты и продавцы оплакивают компакт-диски, в то время как пластинки продолжают свое возвращение. Дело в том, что винил, который вроде бы «умер» еще 40 лет назад, теперь вновь стал основным физическим музыкальным форматом. Это привело к росту спроса на проигрыватели и картриджи, которые необходимы для «извлечения» музыки из канавок пластинок.
Вертушка — сама по себе вещь очевидная и понятная. Чтобы крутить пластинку, нужен диск, вращающийся на скорости 33,3 оборота в минуту с минимальными вибрациями. Что касается картриджа, то здесь все не так просто, а стоимость головки иногда может показаться абсурдной. Особенно для обычного человека, не аудиофила. Тем не менее, картридж, как и другие составляющие аудиосистемы, способен очень сильно повлиять на звучание пластинки.
Как работают фонокартриджи?
Разберемся в том, что такое фонокартридж и как он устроен. Картридж LP-проигрывателя относится к категории устройств, называемых «преобразователями». Он превращает один вид энергии в другой.
Вы совершенно точно знакомы с такими преобразователями, ведь все мы пользуемся колонками и наушниками — самыми распространенными преобразователями в мире звука. Они конвертируют электрическую энергию (из усилителя) в звуковые волны. Картриджи работают по обратному принципу: прыгая по канавке, они преобразовывают движения стилуса (иглы) в электрические импульсы.
Наиболее популярны картриджи, представляющие собой звукосниматели с подвижными магнитами (Moving Magnet, MM), но также популярны картриджи с подвижной катушкой (Moving Coil, MC). Эти два вида головок можно рассматривать как зеркальные противоположности. У обеих технологий есть свои приверженцы, преимущества и недостатки.
Виниловый проигрыватель для начинающих: картриджи и шелы
Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание, что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:
В данных примерах отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.
Что такое шел.
Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.
Выглядит он примерно вот так:
Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.
Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.
Смотрите примеры тонармов на картинке с уже установленными шелами и без:
Это S-образные тонармы, а это прямые:
Сейчас любят нести всякую пургу про то, что лучшая вертушка с прямым тонармом, да еще и с пасиком на приводе, но просто знайте, всегда ценились вертушки именно с прямым приводом (Direct Drive, DD) и с S-образным тонармом, который обеспечивает лучшее перемещение иглы по всей поверхности диска от начала до конца. Если это не так, и вертушка с прямым тонармом, то она должна быть не простой, а с серводвигателями и миникомпьютером, который будет точно выверять движение иглы — яркий пример — достойная недорогая машинка Victor QL-Y44F
Здесь прямой тонарм компенсирован микрокомпьютером и сервоприводами в тонарме.
Еще один пример сервопривода на вертушке Denon DP-37F:
Более дорогие модели имеют еще более навороченную систему:
Видите насколько массивным стал блок расположения сервоприводов на тонарме (внутри они выглядят такими намотанными кружочками из проволоки)
Другой вариант достижения того же — S-образный тонарм:
Как видите примитивный противовес из грузика и S-образный тонарм в купе с массивным непоколебимым основанием и тяжелым диском способны обеспечить достойное воспроизведение.
Самая доступная классика уже много лет — это безусловно Techncis SL-1200
Несмотря на пластмассовый вид, он действительно пластмассовый,. как говорят из композитного материала, но пластмасса эта больше похожа на камень в реальности — аппарат очень тяжелый — килограмм 12.
Но он тоже очень простой, не полный автомат, для меня, как пользователя это совсем не плюс, а неудобство, так как винил вообще не очень комфортный вид прослушивания — вам нужно постоянно отвлекаться от этого приятного занятия бегая и переворачивая пластинки каждые 15-20 минут и протирая их от пыли. Скорее не прослушивание, а занятие уборкой.
Есть много пуристов,которым достаточно прямой палки и убогого грузика на ней + втирание по ушам про тонарм из кевлара, но стоит попробовать настоящую нормальную японскую вертушку, и все эти бредни пиара разобьются о реальность.
Но возвратимся к шелам. Как видите шелов существует много и по виду вроде бы они похожие, но как бы не так.
Хотя в шеле есть длинные пазы, позволяющие разместить и закрепить картридж в разном положении по горизонтали (ближе к тонарму или дальше), но есть такие вертушки, которые пытались выпрыгнуть из штанов в момент своего создания и оснащены нестандартными не только шелами, но и креплениями этих шелов. Один из таких примеров — шелы к вертушке Denon DP-37F или Denon DP-45F.
Вы видите какой шел короткий? Если вам предлагают такую вертушку без шела, то найти на нее ее особый шел будем довольно проблематично. Сторонний шел не подходит по креплениям, а кроме того сам картридж будет дальше чем нужно и не будет попадать нормально в дорожки.
На моем фото — дальний шел с картриджем Audio Technica AT-91 не подойдет к вертушке Denon DP-54F, а на ближний родной шел вполне можно перекрутить картридж с несовместимого шела.
Т.е. из этого следует, что шелы бывают разные и при выборе вертушки без шела, нужно знать какой у нее родной шел. К счастью многие вертушки по шелам более менее стандартизированы (но далеко не все).
Итак шел у вертушки есть, но многие на зарубежных площадках предлагают вертушки без картриджа.
Что такое картридж?
Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию (трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).
Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и с подвижной катушкой (МС).
Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:
«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом, ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.
По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM) и подвижной катушкой (MC). Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»
Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично я приведу с определения сайта audiomania.ru:
«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»
В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса (а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ), то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей). Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.
Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа. таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм. Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж, тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.
Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы. Кончик иглы может быть металлическим или алмазным. Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса (самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).
Кантилевер под микроскопом
Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:
Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91
При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.
Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже, тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:
Картридж Audio Technics AT150
Картридж Audio Technics AT450
Картриджи Grado
Картриджи Ortofon
Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:
Ну смысл вроде понятен.
Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы. Это важно, так как игла очень быстро стирается, и буквально через полгода вы отметите ухудшение звучания, станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого — сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать — купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж. Выглядит это вот так:
Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.
Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой. Некоторые вставки подходят к разным картриджам.
Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.
Это делается вот так:
Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка. Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:
Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то
справа сверху — синий
слева сверху — зеленый
Справа снизу — белый
Слева снизу — красный провод.
Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен. Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно, что именно плохой контакт в этой области — отсоедините, протрите контакты спиртом или контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.
Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле. Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.
Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками, то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов, чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа. Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки, на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит, магнитится не должно.
Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости (это называется установка азимута), смотрите картинку:
На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
На следующем шаге мы будем настраивать тонарм, противовесы и антискейтинг.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Картридж с подвижным магнитом (MM)
Головка типа MM подразумевает следующее устройство: с одной стороны легкого металлического иглодержателя закреплена игла, с другой — маленький магнит. Звуковые катушки расположены вокруг магнита с четырех сторон — вся эта система образует один генератор. Игла «считывает» все неровности дорожки, и это заставляет иглодержатель и, соответственно, магнит двигаться относительно катушек.
Система устроена по принципу качели. Движения магнита меняют магнитное поле и электрическую энергию, генерируемую системой. Производимое переменное напряжение передается на предусилитель, усилитель и колонки, которые повторяют весь процесс в обратном порядке: акустика превращает электрическую энергию в звуковые волны.
Главные преимущества MM-головок состоят в том, что они обладают более мощным выходным сигналом, чем MC-звукосниматели, а также относительно просты в плане замены иглодержателя/иглы.
Sumiko Black Pearl MM
Более высокое выходное напряжение MM-картриджа означает, что такой звукосниматель может работать с большинством предусилителей — не требуется специальный промежуточный усилитель. Возможность замены иглодержателя и иглы позволит виниловоду-энтузиасту провести апгрейд самостоятельно, без помощи производителя или специалиста в мастерской.
Картридж с подвижной катушкой (MC)
Головка MC-типа устроена обратным образом. Катушка здесь закреплена на самом иглодержателе, а магниты находятся внутри картриджа. Электрический процесс тот же: стилус ходит по канавкам, катушка движется относительно магнитов, в результате чего создается слабое напряжение.
Давно известное преимущество MC-картриджа заключается в том, что он легче и потому может точнее и быстрее «читать» звуковые канавки. Теоретически, такой звукосниматель обеспечивает более детальный и «музыкальный» звук.
Однако современные технологии продвинулись вперед — магниты стали легче и мощнее. В так называемую «золотую эру аудио» большинство самых мощных магнитов изготавливались из AlNiCo-сплава. Такой магнит мог дать около 7 млн Эрстед. В наши дни неодимовый магнит с легкостью дает до 50 млн Эрстед.
Denon DL-103R
Некоторые MM-головки стали легче MC-головок. С другой стороны, на рынке появились MC-звукосниматели с напряжением, которого хватает, чтобы включаться напрямую в стандартный фонопредусилитель. Кроме того, теперь есть MC-модели со сменными иглами и иглодержателями.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Deep Purple, «Fireball».WB, USA, 1971.
Оригинал, ранний американский пресс с невероятно мощным, напористым звучанием. Запись, как никакая другая, передает дух того времени.
Charlie Byrd, «Latin Bird».
Milestone, USA, 1973. Двойной альбом известного акустического гитариста, на котором он исполняет латиноамериканские мелодии. Обилие перкуссий и народных инструментов. А уж головки Ortofon Samba и Salsa сам бог велел испытывать на одноименных жанрах.
Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.
Образцовая по качеству запись с широчайшим частотным диапазоном, масса инструментов с необычными тембрами.
Другие виды фонокартриджей
Как уже сказано, самыми популярными стали картриджи MM и MC, но существуют и другие типы звукоснимателей. В 50-е годы компания General Electric изобрела конструкцию на технологии Variable Reluctance (переменное магнитное сопротивление). Сегодня эта конструкция известна как Moving Iron/MI (звукосниматель с подвижным железным наконечником).
Иглодержатель здесь тоже оснащен иглой, но на другом его конце стоят не магнит и не катушка — там установлен небольшой железный блок. Магнитные катушки расположены по бокам. Железный элемент легче магнита, поэтому такая конструкция предполагает сниженную массу. Новые легкие магнитные сплавы и другие современные технологии лишили смысла конструкцию типа Variable Reluctance, однако в 50-е эта система казалась весьма эффективной и удачной.
Также существует подвид MI-головок — картриджи типа Moving Micro-Cross, придуманные легендарным инженером Сабиром Прамаником из Bang & Olufsen. Такие звукосниматели отличаются наличием миниатюрного крестообразного элемента, движущегося между двумя зафиксированными магнитами и катушками сообразно игле, которая ходит по канавке на другом конце иглодержателя. Согласно Праманику, такое устройство картриджа позволило снизить массу и улучшить разделение каналов.
Все перечисленные картриджи (Moving Magnet, Moving Coil, Moving Iron и Moving Micro-Cross) базируются на магнетизме. Однако бывают головки, основанные на других принципах. Например, электретный картридж использует пьезоэлектрический материал для создания напряжения. В наше время эта технология применяется редко, но она была популярна в эпоху зарождения аудиоиндустрии. Производимого напряжения хватало, чтобы не использовать мощное усиление. Недостатком же была высокая масса головки.
Сегодня термин «световая головка» ассоциируется скорее с шоу-индустрией: светодиодные прожекторы, клубы, сцены, дискотеки и большие города. Однако в 70-е годы это понятие было связано с оптическим фонокартриджем Toshiba, в основе которого лежал принцип переменной интенсивности лазерного луча.
Несмотря на то, что технология Toshiba казалась инновационной, сам процесс преобразования был уже знаком индустрии. Игла ходила по канавке и заставляла двигаться иглодержатель, который, в свою очередь, изменял световой поток. К плюсам этой системы относили малую массу и высокую точность. Минус заключался в том, что для такой головки требовался специальный предусилитель. Технология была любопытной, но просуществовала недолго.
Как мы знаем, в мире аудиотехники нередко встречаются технологии, которые уходят, но впоследствии возвращаются. К примеру, игла с заточкой Shibata. Так же было и с лазерами. Через несколько лет ELP изобрела «бесконтактную» систему на пяти лазерах. Даже сегодня некоторые компании продолжают производить оптические картриджи — особо можно выделить DS Audio.
Ключевые параметры
Основные параметры, на которые нужно обращать внимание, не зависят от способа превращения механических движений в электричество. Главное правило здесь заключается в принципе «не навреди» — как у врачей. Винил — это весьма износостойкий материал, только если речь идет о напольном покрытии или оконной пленке.
Если же мы говорим о виниле как материале-носителе музыкальной записи, нужно понимать, что он очень нежный. Каждая сторона крошечной звуковой канавки содержит свой сигнал — для левого и правого каналов. Эти сигналы по мере кругового движения «считывает» игла. В большинстве случаев игла представляет собой специальный алмазный элемент или другой элемент, но с алмазным наконечником.
Ortofon 2M Blue
Как известно, алмаз способен разрезать все что угодно. Поэтому идея состоит в том, чтобы картридж оказывал минимум воздействия на канавку. Желательно, чтобы прижимная сила (сила давления на пластинку во время проигрывания музыки) была небольшой. Когда стереоформат только появился, аудиофилы были вполне довольны прижимной силой в 3 г, но в наше время часто встречаются системы с прижимной силой вдвое меньше.
Есть и другие важные показатели. Игла, расположенная на одном из двух концов иглодержателя, «плавает» по канавке — и для ее перемещения нужна определенная сила, зависящая от способности головки «пружинить». Это называется податливостью звукоснимателя.
Rega Ania
Если не слишком углубляться, от показателей податливости и длины тонарма зависит низкочастотный резонанс системы. Картриджи с низкой податливостью оснащаются слишком жесткими иглодержателями, требующими от звуковых дорожек (канавок) больше усилий при движении иглы. Это приводит к быстрому износу пластинки.
К тому же, нередко встречаются деформированные пластинки, с которыми картриджу с неправильной податливостью взаимодействовать сложнее: игла может терять контакт с канавкой и даже вылетать за ее пределы.
Тем не менее, податливость — это параметр, которому нужен баланс. Слишком высокая податливость может негативно повлиять на воспроизведение басов. Если говорить о средних значениях, то податливость ниже 12 мкм/мН считается слишком низкой, а податливость более 25 мкм/мН считается слишком высокой. Некоторые фирмы делят головки на модели с низкой, средней и высокой податливостью.
Еще одним значительным параметром фонокартриджа является его частотный диапазон. Это касается и любого другого аудиокомпонента. Стандартный диапазон «от 20 до 20» (от 20 Гц до 20 кГц) считается приемлемым. Теоретически, большинство высококлассных головок дают более широкий диапазон. А некоторые картриджи уходят намного дальше стандартных значений.
Sumiko Songbird
Разделение стереоканалов — еще один важный пункт, на который нужно обратить внимание при выборе картриджа. У звуковой канавки есть две стенки по бокам, на каждой из которых нарезана своя фонограмма (левый и правый каналы). Однако оба этих сигнала захватывает всего одна игла, поэтому практически всегда случается подмешивание одного канала в другой. Примерно то же самое получается, когда устанавливаешь микрофон рядом с одной оркестровой группой, а он захватывает звук другой группы. Чем выше показатель разделения каналов, тем более точным будет звучание.
Другой обязательный фактор качества головки — размер иглы и ее форма. Во времена появления первых LP-систем иглы были «круглыми», а заточка — сферической. Такая игла обеспечивала хороший контакт с канавкой, была относительно недорогой в плане изготовления и установки. Теперь мы называем такие иглы коническими. Их существует два вида: цельные и составные. Составная игла дешевле, но тяжелее. Цельная игла легче, но дороже.
Стереофоническая музыка существует уже более 60 лет, и за это время технологии и потребности существенно выросли. В стороне не остались и иглы — появились эллиптические заточки. От обычных круглых конических игл «эллипсы» отличаются немного «срезанными» передом и задом — форма получается вытянутой.
В спецификациях таких игл указывается радиус заточки: 0,3×0,7 мм. Вдоль канавки, по ее центру, движется поверхность большего размера, а боковые поверхности с меньшим радиусом идут по тем самым стенкам. Такая конструкция обеспечивает повышенную точность воспроизведения и сниженный износ пластинки.
Возникновение эллиптической заточки привело к появлению еще нескольких ее подвидов. В 1971 году впервые представили иглу с заточкой Shibata. Эти варианты изначально предназначались для использования в квадрофонических системах CD-4, где было задействовано четыре канала. Заточка Shibata стала разновидностью обычного «эллипса».
Стилус Shibata
Эта игла справлялась сразу с четырьмя отдельными информационными потоками в канавке пластинки формата CD-4. Особенность Shibata-игл в том, что их площадь соприкосновения по горизонтали очень мала. Такая игла была способна «считывать» ВЧ-треки на 45 000 Гц, что и требовалось для формата CD-4.
Несмотря на то, что сам CD-4 и другие квадрофонические форматы умерли, иглы Shibata остались. Их площадь соприкосновения по вертикали больше, а оказываемое на пластинку негативное воздействие — меньше. На основе самой Shibata были позже придуманы стилусы Contact Line, Ridge Line, MicroLine и др.
Помимо прочего, эллиптические иглы более точно повторяют форму стилуса, который используется для нарезки мастер-дисков. Идея заключается в том, что эллиптическая игла проигрывателя, похожая на резец, позволит добиться более точного воспроизведения музыки в домашних условиях.
Не стоит забывать и о выходном напряжении головки. Оно создается за счет движений иглы в канавке и последующего преобразования в электрическую энергию, которая подается на предусилитель. Важно, чтобы этот показатель картриджа был достаточным или превосходил требования по входному напряжению предусилителя.
Как правило, эти значения указываются в спецификациях предусилителей и звукоснимателей. Существуют MC-головки с высоким выходным напряжением, однако в большинстве случаев MM-головки дают большее напряжение. Зачастую напряжение MC-моделей слишком мало для усилителя или ресивера. В таких случаях требуется дополнительное усиление — то есть нужно поднять сигнал до нужного уровня.
ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС
Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).
Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Fр — искомая частота в герцах;
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.
Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.
Дано: Эффективная масса тонарма 14,5. Масса головки 10 г. Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.
Считаем:
1. (14,5 + 10) * 12 = 294.
2. √294 = 17,14.
3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.
Да здравствует винил!
Очевидно, что сама индустрия хотела избавиться от винила, но он выжил. Пластинки по сей день важны для любителей аудио, и винил чувствует себя неплохо. В наши дни некоторые энтузиасты, у которых есть деньги, покупают аудиокомпоненты за тысячи, десятки и даже сотни тысяч долларов. Все ради того, чтобы некогда никому ненужные пластинки зазвучали. Теперь, когда вы знакомы с основными технологиями и знаете нужные спецификации, вы сможете защитить вашу коллекцию и получить удовольствие от музыки за адекватные деньги.
Оригинал: A Beginner’s Guide To Phono Cartridges