Введение
Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.
В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).
В первой части мы рассмотрим следующие пункты.
- Аудио форматы Blu-ray: Pulse Code Modulation (называемый также PCM, или иногда LPCM от Linear PCM, поддерживаемый большинством аудиоустройств), три типа Dolby (Dolby Digital, Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD) и DTS (DTS, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio).
- Битрейт (или поток), связанный с каждым форматом, а также количество каналов, частоты дискретизации (сэмплирования), битовые глубины, используемые для кодирования форматов.
- Может ли разъём SPDIF обеспечить нужный поток для каждого формата, и с какими типами HDMI-интерфейсов работает каждый формат.
Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.
Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)
На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.
- PCM (Linear PCM, или LPCM);
- Dolby Digital;
- DTS;
- Dolby Digital Plus;
- DTS-HD High Resolution;
- Dolby TrueHD;
- DTS-HD Master Audio.
Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories
известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от
DTS, Inc.
— тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.
Как включить Dolby Digital на телевизоре Samsung?
Выберите «Настройки (Settings)». Выберите «Dolby Digital» в зависимости от пунктов меню вашего телевизора: Выберите «Изображение и звук (Display & Sound)» → «Аудиовыход (Audio output)» → «Выход Dolby Digital Plus (Dolby Digital Plus output)» → «Dolby Digital».
Интересные материалы:
Как раздавать безлимитный интернет мтс? Как раздавать интернет по bluetooth? Как раздавать интернет по USB? Как раздавать интернет с модема? Как разделить интернет кабель на два? Как разместить фото в интернете? Как с Хуавей раздать интернет? Как с ПК раздать интернет на андроид? Как сэкономить трафик интернета? Как скопировать изображение из интернета?
Цифровой звук: DSD vs PCM
Цифровой звук. Как же много мифов крутится вокруг этой фразы. Сколько споров возникало между любителями удобства и качества цифры и приверженцами «живого воздушного» винилового звука помноженного на «тёплое ламповое» звучание. Кроме того, есть немало споров и между любителями «цифры»: достаточно ли 16х44.1 или нужно 24х192? Что лучше: мультибит или дельта-сигма? CDDA или SACD? PCM или DSD? В этой статье я попробую простым языком изложить азы цифрового звука, а так же более подробно остановлюсь на сравнении двух типов кодирования аналогового сигнала в цифровой: DSD и PCM. Для начала ответим на вопрос, что есть цифровой звук? Чем он отличаются от аналогового? Если говорить кратко, математическим языком, аналоговый звуковой сигнал — непрерывная функция, цифровой звуковой сигнал — дискретная функция. Что это значит?
Аналоговый сигнал
Если нарисовать в воображении график синусоиды (именно так в чаще всего изображают звуковую волну): то, как бы мы его не увеличивали, стараясь рассмотреть все детали, — всегда будем видеть плавную гладкую линию: это аналоговый звуковой сигнал (рис. 1).
Рис. 1. Аналоговый сигнал
Аналоговый звук (запись) имеет множество параметров, с помощью которых можно оценить его качество. Рассмотрим три самых важных: частотный диапазон, динамический диапазон, искажения.
Частотный диапазон — набор частот, содержащихся в звуке. Принято считать, что частотный диапазон человеческого слуха 20… 20.000 Гц (иногда указывается 16 — 22.000 Гц). Сам по себе частотный диапазон музыки никакого интереса в плане оценки качества не представляет (к примеру, частотный диапазон все того же взлетающего самолета будет очень широк, а вокальной партии тенора — намного уже). Качественным параметром, скажем, наушников является потенциальный частотный диапазон, а оценивается он с помощью амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Идеальная АЧХ — прямая линия на всем диапазоне частот слуха – означает, что источник звука не усиливает и не ослабляет какие-то отдельные частоты, а значит извлекаемый звук совпадает с оригиналом.
Рис. 2. АЧХ MP3 файла 256 kbps
Динамический диапазон (ДД) — разность между самым тихим и самым громким звуком. Измеряется громкость в децибелах (дБ). Принято считать, что максимальная громкость, не наносящая травм человеку — это 130 дБ — звук взлетающего самолета, а минимальная слышимая громкость — 5… 10 дБ — на уровне шелеста листьев в маловетреную погоду. Естественно, что шелест листьев на фоне взлетающего самолета разобрать будет невозможно, да и слушать музыку с уровнем 130 дБ крайне неприятно. Поэтому принято считать, что комфортный ДД для прослушивания музыки — 80… 100 дБ.
Искажения – не что иное, как отклонение сигнала от оригинала.
Принципы представления звука в цифровом виде
Что же происходит при оцифровке аналогового звука? Не будем углубляться в технические аспекты, разберем все, как говорится, на бумаге: для этого нарисуем нашу воображаемую «идеальную» синусоиду и будем измерять величину сигнала через равные промежутки времени (этот процесс называется дискретизацией или квантованием): мы получим некий последовательный набор значений — это и будет наш цифровой сигнал, полученный методом импульсно-кодовой модуляции (PCM) (рис. 3).
Рис. 3. Преобразование аналогового сигнала в PCM
Два основных параметра качества PCM сигнала — это частота и разрядность. Частота — это количество измерений за одну секунду, чем их больше — тем с большей точностью передаётся сигнал. Частота измеряется в герцах: 44100 Hz, 192000 Hz и др. Разрядность — количество возможных значений величины сигнала (точность передачи величины). Чем больше вариантов — тем больше точность сигнала. Разрядность измеряется в битах: 16 bit (65.536 возможных значений, ДД 96 дБ), 24 bit (16.777.216 значений, ДД 144 дБ) и др.
Но это не единственный вариант представления звуковой волны в цифровом виде. Есть способ избавиться от такого параметра, как разрядность, оставить только два уровня амплитуды: -100% и +100% (0 или 1). Чтобы добиться этого, не потеряв в качестве, — нужно многократно увеличить частоту считывания величины сигнала (рис. 4).
Рис. 4. Преобразование аналогового сигнала в DSD
Такой вид представления цифрового звука называется импульсно-плотностной модуляцией, чаще всего для него используется аббревиатура DSD. Фактически, единственный качественный параметр такого сигнала — частота. Но так как частоты используются очень высокие (от 2.822.400 Hz), такие цифры сложно запомнить, принято делить частоту DSD сигнала на 44.100 Hz. Полученное число и является показателем качества: DSD64 (ДД 120 дБ), DSD128, DSD256 и т.д.
Восстановление аналогового сигнала из «цифры»
Но оцифровка аналогового сигнала – это полдела. Для прослушивания цифровой музыки нужно выполнить обратное преобразование. Для начала рассмотрим, каким образом превратить в звук цифровой DSD поток. Как мы уже знаем, этот поток представляет из себя высокочастотный (2,8 МГц и более) двухуровневый сигнал, средняя величина этого сигнала меняется со звуковой частотой. То есть, если подходить к решению задачи максимально просто, — нужно отфильтровать все высокочастотные составляющие DSD потока, оставив только полезный звуковой сигнал (частоты до 20…22 кГц). Делается это с помощью аналогового фильтра низкой частоты (ФНЧ). Простейший ФНЧ – это RC цепочка. Сигнал полученный, после прохождения этой цепочки, показан на рис. 5.
Рис. 5. Восстановление аналогового сигнала из DSD
Как видим, полученный график лишь отдаленно напоминает исходную синусоиду. Но не забываем, что мы «применили» простейший фильтр, улучшая схему фильтра можно добиться практически полного отсутствия высокочастотного шума и получить аналоговый звук с хорошими качественными показателями.
Для восстановления аналогового сигнала из цифрового PCM недостаточно только лишь аналогового ФНЧ, нужно предварительно расшифровать цифровые данные, для этого используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАПы). Бывают они разных типов, но описывать их все в задачи данной статьи не входит. Остановимся на 2-х самых распространённых типах в звуковой технике. Во-первых, это так называемый ЦАП лестничного типа (его ещё называют мультибитным). Как вы, наверное, догадались, такой ЦАП преобразует PCM поток цифровых данных в поток величин звукового сигнала, которые на графике выглядят как лестница (рис. 6). Как и в случае DSD, обязательно использование аналогового фильтра для сглаживания «ступенек».
Рис. 6. Восстановление аналогового сигнала из PCM
Зачастую, в таких преобразователях используется промежуточная передискретизация цифрового PCM сигнала в более высокие значения частоты (например, 192 кГц): это уменьшает «ступеньки», что позволяет упростить схему аналогового фильтра.
Второй тип ЦАП – дельта-сигма – использует передискретизацию в ещё большие значения частоты с одновременным уменьшением разрядности до одного бита. Ничего не напоминает? Это же знакомый нам DSD сигнал! Как далее обработать такой сигнал и превратить его в аналоговый, мы уже рассматривали выше.
Применение PCM и DSD, достоинства/недостатки
Где же мы можем встретить каждый из способов кодирования? PCM формат очень распространён: CDDA диски, DVD Audio, файлы MP3, FLAC, ALAC, AAC, звук в фильмах, и далее, и далее, проще сказать, когда не-PCM. Super Audio CD диски, DSD диски, файлы DSF, DFF — это DSD формат. Что же всё-таки лучше? При воспроизведении какого формата мы получим более качественный звук?
В статьях, посвященных DSD формату, описано множество преимуществ перед PCM, но все ли описываемые преимущества верны или это мифы, придуманные для обывателей, не разбирающихся в технической составляющей, чтобы отвоевывать рынок, плотно занятый PCM форматом? Давайте кратенько пройдемся по списку.
- Первое преимущество, которое любят приводить сторонники DSD, довольно расплывчатое — помехоустойчивость и снижение влияния ошибок. Странно слышать про разную помехоустойчивость в цифровом мире: оба формата подвержены помехам ровно настолько, насколько подвержена помехам книжка в цифровом формате. Длительность хранения любого цифрового формата или качество передачи его между устройствами зависят только от носителя / способа передачи, но не от самого формата. Итак, помехоустойчивость одинаковая. А что по поводу снижения влияния ошибок? Допустим, мы храним 2 альбома на оптических дисках (один PCM, другой DSD), что будет, если диск поцарапать? При чтении поврежденного носителя будут возникать ошибки, но насколько они критичны? В PCM кодировании используются многоразрядные числа, ошибка в старшем разряде очень критична (как пример, разница между десятичными числами 11 и 91): на слух это будет ощущаться, как щелчок. В DSD кодировании один бит информации имеет небольшой вес в общем потоке, нечастые ошибки будут вызывать лишь повышение фонового шума, что на слух будет менее заметно.
- Второе преимущество описывается чуть конкретнее: больший динамический диапазон по сравнению с PCM. Что же, и здесь есть некоторое лукавство, ДД больше лишь по сравнению с классическим CDDA форматом: 120 … 140 дБ против 96 дБ. Если же сравнивать, например, с DVD Audio — ДД примерно одинаков.
- Третье преимущество: DSD более прост технически. Вот здесь поспорить не с чем: более простое декодирование сигнала, отсутствие необходимости синхронизации и буферизации потока при передаче сигнала с одного устройства на другое — полная победа DSD. Кстати говоря, на фоне этого преимущества странно видеть заоблачные цены на аппаратуру, поддерживающую воспроизведение DSD.
- Ну и ещё одно преимущество, которое любят приводить фанаты DSD: музыка в этом формате наиболее близка к оригинальному аналоговому звуку. Аргументируется это тем, что современные аналогово-цифровые преобразователи (АЦП) — работают на принципе дельта-сигма модуляции, то есть эти АЦП выдают цифровой DSD поток. И вот опять лукавство: запись будет полностью оригинальной только в случае прямой записи живого выступления либо при оцифровке готовой аналоговой записи с качественного носителя. Операции сведения, наложения эффектов, мастеринга, даже простой подстройки громкости — всего того, без чего не может обойтись создание студийного альбома, — невозможны для цифрой DSD записи по причине отсутствия нормальных алгоритмов ее обработки. Это означает, что все эти операции производятся с PCM форматом, и только после этого готовая PCM запись конвертируется в DSD. Впрочем, нужно отметить, что преобразование PCM > DSD и обратно — достаточно точное: лишь немного возрастает шум за пределами реального динамического диапазона (рис. 7). А значит, не имеет особого значения, в каком формате слушать запись: PCM Hi-Res или DSD — оба формата по качественным характеристикам очень схожи. Так же, фактически, нет смысла покупать отдельную звуковую карту для воспроизведения DSD, послушав совета приятеля, фаната данного формата.
Рис. 7. Динамический диапазон / шум при преобразовании между DSD и PCM
Выводы
Итак, что выбрать DSD или PCM? Однозначного ответа нет и быть не может: PCM 24 бит 92 кГц и DSD128, например, очень схожи по качественным характеристикам, причем эти характеристики лучше, чем у аппаратуры, на которой эти форматы будут проигрываться, а значит дальнейшее увеличение качества цифровых форматов для воспроизведения на данном этапе нецелесообразно. При оценке качества звука разных форматов высокой чёткости на первый план выходят субъективные ощущения, ведь не качеством единым питается человеческий мозг: дизайн аппаратуры, ее стоимость, и, главное, самочувствие и настроение слушателя дают гораздо больший эффект на ощущения от прослушивания музыки. А значит выбирайте то, что нравится лично вам, и не навязывайте другим свое мнение. Всем приятного прослушивания!
Часть 5: преобразование PCM в WAV с помощью Bigsoft Audio Converter
Если вам нужен какой-то другой Audio Converter для вашего компьютера, Bigsoft Audio Converter — это один из аудио конвертеров, поддерживающих файлы PCM. Он обеспечивает простой процесс преобразования аудио RAW PCM, WAV PCM или PCM с CD или DVD в файлы WAV. Вот подробный процесс преобразования PCM в WAV с программой.
Шаг 1: Сначала скачайте и установите конвертер PCM с официального сайта. После запуска программы вы можете нажать кнопку «Добавить файл», чтобы добавить файлы PCM в программу. Или вы также можете перетащить файлы QCP прямо в программу.
Шаг 2: Выберите формат вывода как WAV из выпадающего списка «Профиль». Существует несколько опций, которые вы можете выбрать MP3, AAC или AIFF из опции «General Audio» для конвертации.
Шаг 3: После этого вы можете нажать кнопку «Преобразовать», чтобы начать преобразование PCM в WAV. Если вы хотите получить высококачественный вывод WAV для другого устройства, потребуется целый период времени.
Часть 4: Превратите PCM в WAV, добавив воспроизводимый заголовок
Как уже упоминалось, вам нужно всего лишь добавить воспроизводимый заголовок в RAW PCM, который превратит PCM в файлы WAV. Это должно быть трудной задачей для обычных пользователей. Но если вы технический специалист, вы можете следовать приведенному ниже кодеку, написанному с помощью Objective-C и C.
(NSURL *) getAndCreatePlayableFileFromPcmData: (NSString *) filePath { NSString * wavFileName = [ stringByDeletingPathExtension]; NSString * wavFileFullName = ; ; NSArray * dirPaths = NSSearchPathForDirectoriesInDomains (NSDocumentDirectory, NSUserDomainMask, YES); NSString * docsDir = ; NSString * wavFilePath = ; NSLog (@ «Путь к файлу PCM:% @», filePath); FILE * fout; короткие NumChannels = AUDIO_CHANNELS_PER_FRAME; короткий BitsPerSample = AUDIO_BITS_PER_CHANNEL; int SamplingRate = AUDIO_SAMPLE_RATE; int numOfSamples = [ length]; int ByteRate = NumChannels * BitsPerSample * SamplingRate / 8; short BlockAlign = NumChannels * BitsPerSample / 8; int DataSize = NumChannels * numOfSamples * BitsPerSample / 8; int chunkSize = 16; int totalSize = 46 + DataSize; короткий аудиоформат = 1; if ((fout = fopen (, «w»)) == NULL) { printf («Ошибка открытия файла»); } fwrite («RIFF», sizeof (char), 4, fout); fwrite (& totalSize, sizeof (int), 1, fout); fwrite («WAVE», sizeof (char), 4, fout); fwrite («fmt», sizeof (char), 4, fout); fwrite (& chunkSize, sizeof (int), 1, fout); fwrite (& audioFormat, sizeof (short), 1, fout); fwrite (& NumChannels, sizeof (short), 1, fout); fwrite (& SamplingRate, sizeof (int), 1, fout); fwrite (& ByteRate, sizeof (int), 1, fout); fwrite (& BlockAlign, sizeof (short), 1, fout); fwrite (& BitsPerSample, sizeof (short), 1, fout); fwrite («data», sizeof (char), 4, fout); fwrite (& DataSize, sizeof (int), 1, fout); fclose (FOUT); NSMutableData * pamdata = ; NSFileHandle * handle; handle = ; ; [обрабатывать writeData: pamdata]; [обрабатывать closeFile]; return ; }
Часть 1: Лучший способ конвертировать PCM в WAV
Как известно, файл PCM не поддерживается большинством медиаплееров и портативных устройств, их совместимый аудиоформат — MP3, WAV и другие. Если мы хотим прослушать аудиофайл PCM на нашем устройстве Apple, таком как iPod touch, iPod nano, iPad, iPhone и других проигрывателях, таких как Sony Walkman, iRiver, PSP, PS3 и других, нам нужно преобразовать PCM в WAV, MP3 и Больше.
AnyMP4 Видео конвертер Ultimate Это популярный инструмент преобразования PCM в WAV, который поможет вам преобразовать PCM в WAV и может обрезать длину звука, объединять аудиофайлы и настраивать аудиоэффекты. Эта статья представляет собой пошаговое руководство, которое покажет вам подробные шаги по преобразованию PCM в WAV с очень высоким качеством.
Шаг 1: бесплатно скачайте и запустите программу
Здесь вы можете скачать программу PCM to WAV Converter и установить ее на свой компьютер. И тогда вы можете запустить программу, чтобы открыть основной интерфейс.
Шаг 2: добавьте звук PCM и выберите выходной формат
Нажмите кнопку «Добавить файлы» и откройте папку PCM, сохраненную на локальном диске вашего ПК, чтобы добавить их в программу один за другим. Или вы можете нажать кнопку раскрывающегося списка «Добавить файлы» и выбрать опцию «Добавить папку», чтобы загрузить в программу всю аудио папку за один раз. Затем вы можете перейти в поле «Преобразовать все в» в верхнем правом углу окна, выбрать категорию «Аудио» и выбрать формат «WAV» в качестве выходного формата.
Шаг 3: отредактируйте аудио для персонализации
AnyMP4 PCM в WAV Converter имеет функцию, которая поможет вам обрезать длину видео и отрегулировать громкость звука. Вы можете нажать значок «Вырезать» и открыть вдову «Вырезать», здесь вы можете перетащить ползунок, чтобы изменить начало и конец, как вам нравится, под столбцом предварительного просмотра. Или вы можете ввести значение в соответствующее поле, чтобы установить время начала и окончания, и нежелательная часть будет удалена по желанию. Затем вы можете нажать кнопку «Сохранить», чтобы завершить функцию обрезки.
Шаг 4: конвертировать PCM в WAV
Нажмите кнопку «Преобразовать все», и программа войдет в процесс преобразования, здесь будет показано преобразованное число и процесс, также вы можете остановить или приостановить преобразование, через некоторое время преобразование PCM в WAV будет завершено.
Lossless-стерео не в приоритете
Сегодня мы имеем ситуацию, когда даже более-менее оснащенные команды видеопродакшена в финальном мастере практически никогда не прописывают дорожку PCM. Хотя, разумеется, такая возможность существует.
Например, мониторы/рекордеры Atomos захватывают поток с внешней камеры по HDMI профессиональными кодеками AVID DNx и Apple ProRes с сумасшедшим по бытовым меркам битрейтом и субдискретизацией цветности до 4:4:4. При этом они умеют записывать в этот же файл и PCM-дорожки 24 бит/48 кГц, захваченные микрофоном камеры.
После этапа монтажа и постпродакшена заказчику и на трансляцию выдается значительно ужатый в десятки раз файл, где перекодированию подверглось не только видео (по понятным причинам), но зачем-то и дорожка, переведенная в Dolby AC-3 или AAC, т.е. в аудиокодеки с неизбежной потерей оригинального качества.
Тот же Netflix может зарядить в свои трансляции хоть многоканальную Dolby Atmos. Но несмотря на впечатляющий битрейт 640 кбит/с, Atmos по-прежнему остается lossy-форматом относительно PCM. А в остальном никто особо и не старается, выдаются самые застиранные битрейты — будто казенные кальсоны в доме престарелых.
Мне возразят, мол, вы тут такие ужасы рассказываете, позвольте, а откуда тогда взялись музыкальные Blu-ray с дорожкой LPCM? Действительно, на некоторых аудиофильских изданиях порой можно встретить параметры дискретизации аж целых 24 бит/96 кГц.
Но это лишь плод авторинга диска BD-ROM, когда к папке STREAM с видеофайлами привязывается внешний аудиопоток, который может быть любым — хоть 24 бит/192 кГц. Разумеется, сам звук для Blu-ray-издания был записан на отдельный рекордер, далее подготовлен должным образом в студии мастеринга и синхронизирован с видеоконтентом.
Но забудьте про нативный 24 бит/96 кГц на видеоматериале. Уж поверьте человеку, бывавшему на съемочных площадках. В процессе записи там на любом железе (хоть аудио, хоть видео) уже много лет прописана единственная частота дискретизации PCM — 48 кГц.
И вряд ли будет выше — им хватает. Но ладно бы, если фонограммы в таком виде сохранялись в целости и сохранности для зрителя. Но ведь кроме AAC и Dolby AC-3 других официальных вариантов ждать не приходится.
Вспомним и сравним, какие увечья ожидали стереофонограмму в тех или иных видеоконтейнерах.
Функции DVB-T2 приставки, о которых вы могли не знать
Самая рядовая DVB-T2 приставка обладает функциями, о которых вы могли и не задумываться. Между тем, некоторые из них могут быть полезны.
Первые четыре функции относятся именно к цифровому телевидению. По умолчанию, любая DVB-T2 приставка поддерживает такие функции, как:
Данные функции активируются с пульта ДУ при нажатии на соответствующую кнопку.
Кроме этого мы поговорим о такой редкой опции в DVB-T2 приставках, как RF-модулятор, а также затронем некоторые «полезные мелочи» – стандартные функции ТВ-приставки вроде таймера вкл./откл. и пр.
Телетекст (TTX).
Телетекст представляет собой что-то вроде электронной книги, где на страницах размещена какая-либо информация. В телетексте обычно передаётся расписание программы телепередач, но у некоторых каналов в нём приводится прогноз погоды и даже курсы валют.
Телетекст есть не у всех телеканалов. У развлекательных я его не обнаружил.
«Поигравшись» со своими приставками я узнал, что через телетекст могут передаваться и субтитры. Активируются при включенном телетексте (кнопка TTX или TEXT) и набору на пульте ДУ трёх восьмёрок (888) – номеру страницы телетекста.
Переход между страницами телетекста осуществляется по нажатию на цветные кнопки пульта ДУ (красную, зелёную, жёлтую, синюю). На экране, как правило показываются номера страниц и цвет соответствующей ей кнопки.
Телегид EPG
В DVB-T2 также есть такая полезная вещь, как EPG (Electronic Program Guide, – «Электронный телегид»). Телегид выглядит, как экранное меню, где приводится расписание телепередач и программ. К каждому пункту, как правило, приводится краткое описание. Открывается меню телегида по нажатию кнопки EPG (реже TVG) на пульте ДУ от приставки.
Внешний вид окна телегида у разных приставок может отличаться. Вот так выглядит меню телегида у приставки Telefunken TF-DVBT207.
А вот так выглядит программный телегид у приставки Lumax DVT2-4100HD.
Надо отметить, что с помощью телегида можно запланировать просмотр какой-либо передачи. Это очень удобно, если вы не хотите пропустить начало интересующей вас программы или фильма. Выбираем интересующую нас передачу из списка EPG. Затем жмём «ОК» (Запланировать).
На следующем шаге можно изменить параметры запланированного события.
Можно оставить всё как есть, если хотите, чтобы ТВ-приставка просто переключилась на нужный канал при начале трансляции выбранной телепередачи (режим «Просмотр»).
Помимо этого есть возможность включить режим «Запись».
В таком случае ТВ-приставка запишет выбранную передачу или фильм на внешний жёсткий диск или USB-флешку. Естественно, режим записи возможен только при подключенном USB-накопителе.
Запланированное событие будет указано в «Расписании«. При необходимости его можно отредактировать или удалить.
Функционал, о котором будет рассказано далее требует подключения к DVB-T2 приставке внешнего жёсткого диска HDD/SSD, USB-флешки или USB-картридера с флэш-картой подходящего формата и объёмом памяти.
Я использовал всё, что попалось под руку – USB-флешку Toshiba на 32Gb (32 Гб), а также подключал внешний жёсткий диск с твёрдотельным SSD-накопителем на 240Gb формата 2,5». И флешка и диск были предварительно отформатированы на компьютере в файловую систему NTFS.
Проблем в работе DVB-T2 приставок совместно с внешними накопителями я не обнаружил.
Часть 3: преобразование PCM в WAV с помощью FFmpeg
Если вы техник, знакомый с FFmpeg, вы также можете использовать отличный конвертер PCM в WAV. FFmpeg с открытым исходным кодом доступен для Windows, Mac и Linux, вы можете проверить процесс получения желаемых WAV-файлов из MAC, как показано ниже. Убедитесь, что вы вводите следующий кодек для преобразования.
Шаг 1Откройте терминал на вашем Mac, перейдите в каталог, содержащий файлы, которые вы хотите конвертировать PCM в WAV. Если вы используете Windows, вы можете ввести командную строку для кодека.
Шаг 2: После этого вы можете ввести следующий кодек, чтобы превратить PCM в WAV.
ffmpeg -f s16be -ar 8000 -ac 2 -acodec pcm_s16be -i input.raw output.wav
Шаг 3: Убедитесь, что расширение, совпадающее с вашими входными файлами, для преобразования файлов PCM в формат WAV соответственно.
Жать или не жать?
Что касается видео, то хранить, передавать и обрабатывать его в lossless-виде практически невозможно. Счет пойдет на гигабайты после первых же секунд записи. Поэтому разработчики всегда применяли различные ухищрения для уменьшения объема, отбрасывая часть информации каналов яркости и цветности. Возможно, эта привычка сыграла свою роль и в судьбе аудиоканалов. Если уж прессуем картинку, отчего бы не пожать и аудио?
Как известно, битрейт 16-битного сигнала PCM в несжатом виде составляет 1,5 Мбит/сек. Сущие копейки по нынешним временам. У 24-битного аудио эта цифра составит менее 2,5 Мбит/сек. Как же так вышло, что в современных устройствах видеозаписи за исключением профессиональных моделей не нашлось места даже для этих базовых форматов, не говоря уже о хайрезах?
Казалось бы, в какой-нибудь MKV можно подцепить FLAC-дорожку, формат допускает подобную процедуру, но она считается нештатной. Так поступают разве что нерды в частных случаях для какого-нибудь партизанского дубляжа. Сегодня же куда не ткни — в потоковые сервисы или в гаджеты — о lossless-звуке там давно не то что никто не заикается, но зачастую просто не знает, что такое может быть.
С той или иной степени паршивости пожатия записи тиктокеров и других блогарей кочуют туда-сюда, редактируются и пересохраняются с очередной порцией яда lossy-кодера. А затем заливаются в соцсеть, где обрабатываются еще раз (sic!) lossy-кодером с потерей качества. В итоге окружающая среда замусорена жутким квакающим звуком стримов из телефонных динамиков.
MPEG2 / HDV (1996/2003 год)
В дальнейшем на кассеты формата DV и даже на флэш-носители стало можно записывать сигнал 1080i/720p. Причем в том же битрейте 25 Мбит/сек, но уже с помощью нового на тот момент кодека H262/MPEG-2 с субдискретизацией цветности 4:2:0. Собственно, MPEG-2 и явился основой первых Blu-ray-дисков, а до этого — DVD-спецификации.
Не скрою, что HDV по-прежнему является моим фаворитом по картинке среди бытового и профессионального видео на цифре. Разумеется, это не конкурент 35-мм кинопленке — у HDV особое место в индустрии. В 2000-х на эту технику была снята масса зрелищного документального кино, а еще не будем забывать и о настроечных Blu-ray-дисках для калибровки.
Причем даже на крошечных бытовых камерах серии Canon HV можно было получить потрясающий результат по пластичности картинки. Но, увы, звуку PCM в контейнере HDV уже не было места. Аудио кодировалось по протоколу MPEG-1 (т.е. практически такому же, что и MP3) — правда, с максимально возможным битрейтом до 384 кбит/с.
Для одного и того же битрейта предлагается два сценария психоакустической модели MPEG-1. Предположить, какой из них будет выбран видеотехникой, не представляется возможным. Но по одному варианту на предельном битрейте АЧХ почему-то жестко и очень рано срезается на 13 кГц. По другому сценарию психоакустической модели срез отодвигается дальше на 18 кГц, но все равно на участке от 13 кГц уже становится неспокойно от артефактов.