Тест напольной акустики Klipsch RF-7III: чистый референс

Компания Klipsch не разменивается по мелочам и даже младшие модели позиционирует как референсные (конечно же, в своей ценовой категории). При этом внутри модельного ряда любой компании есть собственный абсолютный референс, определяющий фирменный характер звучания и задающий направление развитие для всех остальных серий. Монстры вроде Klipschorn или La Scala на эту роль не подходят, ведь это современные воплощения легендарных моделей — совершенно иной жанр. Актуальным же флагманом линейки является Klipsch RF-7III. Это и есть тот самый искомый референс для Reference.

Номер три

Римские цифры III в обозначении модели недвусмысленно намекают, что перед нами не первая версия флагмана. При этом столь же очевидно, что ключевые технологические решения этой модели по крайней мере внешне выглядят так же, как и у колонок с куда более скромным ценником.

Совместим эти два факта и придем к выводу, что современные младшие модели Klipsch являются близкими родственниками акустики RF II. Однако ценовой разрыв между младшими Reference и старшими RF довольно значителен, а это — повод разобраться более детально, в чем же конкретно Klipsch RF-7III превосходит все остальные модели.

Слышать, а не видеть

Отличать колонки Klipsch друг от друга на глаз не сверяясь с шильдиками — особое искусство, которое лично я пока не освоил. То ли это серия Reference, то ли Reference Premier, то ли флагманская пара RF — с ходу не разберу. На первый взгляд отличаются они только габаритами да отделкой, которую можно разглядеть только вблизи.

По этой причине определить «по фотографии», что же нового и прогрессивного применили в RF-7III, не представляется возможным. Но сразу дам жирный спойлер: отличить колонки друг от друга на слух не составит труда. Это провоцирует закономерный вопрос: «что же такого было сделано, если снаружи все одинаковое, а качество звука совершенно разное?!»

Отвечаю по пунктам. Рупор на вид действительно очень знаком и по сути он не изменился. Это квадратный Tractrix с раскрытием 90° по вертикали и горизонтали. Его невидимая часть — драйвер — была существенно доработана и имеет мало общего с драйверами, которые устанавливаются в младшие версии колонок.

Магнит у серии RF значительно больше, а при последней доработке особое внимание уделили фазовыравнивающему элементу, отвечающему за согласование излучателя с рупором. В результате доработки АЧХ в точке прослушивания стала ровнее, чем получалась с предыдущей версией драйвера.

Средне-низкочастотные динамики тоже выглядят абсолютно знакомо. И точно также не имеют ничего общего с динамиками младших серий кроме фирменной медной расцветки. У младших колонок полимерный материал покрыт медью, здесь же используется металлокерамика. Как следствие — меньше масса подвижной системы, выше жесткость, меньше деформаций конуса, а звучание точнее и чище.

Схема включения НЧ-излучателей не афишируется производителем, указана лишь одна частота раздела 1 300 Гц, что косвенно говорит о двухполосной конструкции. А судя по спектру излучения среднего и нижнего динамиков, перед нами вполне традиционные 2,5 полосы. Так или иначе — трехполоской тут даже не пахнет, и это вполне в духе Klipsch.

Никаких догм и предубеждений — только практичность, рациональность и работа на результат. Для инженеров компании явно первичен звук, а распространенные идеи о том, какая конструкция должна быть у флагманской акустики, отправляются в дальнее пешее путешествие со всем известной точкой назначения. Дедушка Пол одобрил бы такой подход.

Любопытно, что корпус при этом разделен на два независимых отсека, каждый из которых имеет собственный щелевой фазоинвертор, оформленный опять же в рупор Tractrix. Разделение корпуса решило проблему стоячих волн и избавило от резонансов, возникающих при наложении друг на друга излучения двух динамиков.

Рупорный выхлоп избавляет от турбулентности и прочих переходных процессов, неизбежно возникающих на выходе фазоинвертора. Справедливости ради отметим, что точно такие же порты имеются и у младших моделей, тут отличий никаких, просто констатируем факт их наличия и в старшей.

Акустическая система Klipsch RF-7 III Cherry

Акустическая система Klipsch RF-7 III представляет собой яркий пример того, насколько требовательно подходит компания к изготовлению своей акустики. Помните то самое, эталонное звучание? Мы тоже. Корпус RF-7 III изготовлен в США и по праву является гордостью мастеров из Хоупа, Арканзас. Модель выполнена в полном соответствии с идеями Пола У. Клипша (PWK). Флагманская модель Klipsch RF-7 III относится к третьему поколению культовых напольных «семерок» и является довольно сильным соперником в своей ценовой категории. Klipsch RF-7 III способна звучать очень мощно и в то же время утонченно и музыкально в любых системах.

Klipsch RF-7 III оснащена новым 1,75-дюймовым компрессионным ВЧ-драйвером с титановой мембраной и высокоэффективным фазовыравнивателем, гарантирующим равномерность звукового давления на высоких частотах. Драйвер помещен в рупор Tractrix усовершенствованной конструкции, комбинирующий в себе центральную конусообразную воронку с классическим квадратным рупором из формованной резины, изгиб боковых стенок которого соответствует геометрической кривой трактрисе. Согласно мнению Klipsch, такое техническое решение оптимизирует АЧХ, расширяет частотный диапазон, а также позволяет получить отличную динамику звучания и впечатляющую звуковую сцену. Благодаря использованию формованной резины удается обеспечить великолепное демпфирование, что выражается в уменьшении резкости и повышении детальности саунда.

За СЧ и НЧ в Klipsch RF-7 III отвечает пара внушительных 10-дюймовых динамиков с диффузорами, изготовленными из покрытой медным слоем металлокерамики (Cerametallic). Такой выбор материалов способствует получению требуемой жесткости и легкости, благодаря чему удается избежать нежелательных деформаций диафрагмы и свести к минимуму искажения. В излучателях задействованы литые алюминиевые корзины, которые сводят к минимуму резонансы, и мощные магниты особой конструкции, обеспечивающие линейное движение диффузоров.
Отдельного внимания заслуживает тяжелый массивный корпус. Для каждого СЧ/НЧ-драйвера здесь имеется отдельный отсек с портом фазоинвертора, форма которого идентична геометрии фирменного рупора Tractrix, благодаря чему воздушный поток выводится из отсека более эффективно. В итоге бас становится более чистым и мощным. Изоляция мидвуферов друг от друга в отдельных камерах дает возможность улучшить линейность и устранить внутренние стоячие волны.

Корпус Klipsch RF-7 III обладает несколько выступающим за его пределы основанием, обеспечивающим небольшой наклон АС назад. Наличие на задней стенке двух пар винтовых клемм позволяет организовать бивайринг или биампинг. Колонка впечатляет великолепной отделкой натуральным шпоном, который можно сравнить по качеству с материалами для отделки дорогой мебели. Флагман Klipsch RF-7 III отличается высокой чувствительностью, широким частотным диапазоном и традиционно собирается на мощностях «Клипш» в США.
Обзор Klipsch RF-7 III от портала SalonAV

Напольные Klipsch RF-7 III в каталоге располагаются несколько особняком — это модель высокого класса в премиумной отделке и позиционируется как универсальная. Благодаря паре 10-дюймовых басовых драйверов она способна воспроизводить и ударные саундтреки, и деликатные аудиофильские записи. По крайней мере, так задумано, а как на самом деле?

Удивительно, сколько всего выпускает Klipsch — всегда есть из чего выбирать. В каталоге и особые линейки для домашнего кино, и системы для требовательных меломанов, портативная и всепогодная акустика… И что интересно, в каждой модели непременно имеется какая-нибудь изюминка, выделяющая её из общего ряда. Именно эти индивидуальные черты и облегчают выбор — что-нибудь, да обязательно зацепит. Меня, например, всегда привлекали классические модели Klipsch из золотой эпохи, когда к аудио относились с особым пиететом. Но 40 — 50-летние колонки покупать нет смысла, их звучание уже далеко не то, что было изначально — рассыпаются подвесы, дубеет бумага, «уплывают» настройки.

Но Klipsch даёт новую жизнь культовым моделям, время от времени выпуская их обновлённые версии. К таким возрождённым проектам относятся наши нынешние испытуемые — напольные системы RF-7 III. В своём третьем поколении они сохранили основные фамильные черты, но выполнены на современном уровне. Главное, что осталась от прежних разработок — высокая чувствительность, 100 дБ (2,83 В/1 м). В наш век мощных транзисторных усилителей этот параметр может показаться не таким уж важным, но ниже я расскажу, в чём его прелесть.
Традиционно для Klipsch в «семёрке» используется рупорное оформление твитера. Компрессионный титановый излучатель калибра 1,75 дюйма (44 мм) помещён в прямоугольный раструб с фирменным профилем Tractrix. Его форма оптимизирована с помощью современных методов расчёта для получения линейной частотной характеристики, широкой диаграммы направленности и малых искажений. Готовых формул для точного проектирования рупоров не существует, поэтому в каждом конкретном случае приходится окончательно доводить конструкцию экспериментальным путём, создавая множество опытных образцов.

Квадратный раструб отливается целиком из плотной резины, за счёт чего почти полностью исключается его вибрации и резонансы. Твитер работает в диапазоне от 1300 до 25 кГц, т.е. при всех своих солидных габаритах Klipsch RF-7 III — системы двухполосные.
Басовая секция построена на паре 10-дюймовых драйверов с диффузорами из металлокерамики с внешним медным напылением. Композит с фирменным названием Cerametallic производитель считает лучшим по сочетанию малой массы и высокой жёсткости, а малая инерция диффузоров и их работа в поршневом режиме всегда благоприятно сказывается на звучании. Чтобы басовики не влияли друг на друга, их развели по разным изолированным отсекам, причём в каждом имеется собственный фазоинвертор с прямоугольным выходным профилем Tractrix. Здесь он снижает турбулентность воздушного потока и, соответственно, сопутствующие шумы и призвуки. Заявленная нижняя рабочая граница «семёрок» 32 Гц (-3 Б), что вполне реально при таком объёме корпуса.

Избавившись от среднечастотной полосы и устранив соответствующее звено из разделительных фильтров, разработчики снизили реактивную составляющую импеданса. При этом они всё же предусмотрели раздельное подключение полос, наделив системы четырьмя винтовыми клеммами.

Klipsch RF-7 III выгодно отличаются солидной конструкцией — масса каждой колонки 44,1 кг. Основанием корпуса служит платформа, в которую вкручиваются шипы. Несмотря на все веяния времени, премиумные модели по-прежнему изготавливаются на собственной фабрике Klipsch в Арканзасе. Отделка — только в натуральном шпоне: чёрный ясень, вишня и американский орех и, как положено в данном ценовом сегменте, для каждой пары подбирается похожий рисунок. Грили из тонкой акустически прозрачной ткани крепятся на магнитах.
Не так давно я испытывал колонки Klipsch Forte III, и обратил внимание, что несмотря на высокую чувствительность, им нужен достаточно мощный усилитель. Перед прослушиванием Klipsch RF-7 III покопался в Интернете, и на форуме фанатов Klipsch нашёл график зависимости импеданса этих колонок от частоты. При среднем заявленном значении 8 Ом на низких частотах сопротивление может падать почти до 2 Ом, что может стать причиной не очень внятного баса. Поэтому усилитель для этой пары желательно подбирать не обязательно мощный, но с достаточно низким выходным сопротивлением. Как, например, гибридный Magnat RV4, с которым мы и слушали «семёрки».

Выше я обещал объяснить, чем хороша акустика с высокой чувствительностью. Прежде всего, способностью полноценно, не «проглатывая» нюансов, играть на малой громкости. Лёгкие диффузоры и усиленные магниты позволяют реагировать даже на мизерные перепады амплитуды, и тихие фрагменты в исполнении Klipsch RF-7 III звучат абсолютно полноценно — контрастно, с богатыми тембрами. А уж на пиках громкости колонки выдают такой удар, что только удивляешься. В итоге имеем колоссальный динамический потенциал без малейших упрощений музыкального спектра на его краях. А это идёт на пользу любым жанрам — от симфонической классики до прогрессив-металла. Klipsch заявляет 250 Вт подводимой мощности, страшно подумать, какое звуковое давление при такой чувствительности получится.
Живость звучания этой модели обусловлена и лёгкими подъёмами частотной характеристики на краях рабочего диапазона. Чувствуется эффект деликатной тонкомпенсации, при которой середина совершенно не страдает — информативность в голосовом диапазоне очень высока. А в целом — праздничное, открытое звучание с высоким тембральным разрешением. Бас при всей глубине совершенно не кажется грузным. Вполне возможно, сказывается его скорость: пара 10-дюймовых диффузоров синхронно выдаёт резкие, с очень натуральной атакой, удары по ушам. Барабаны — и большие, и средние, и малые — кажутся абсолютно настоящими, и какой бы сложный ритмический паттерн они ни выдавали, ничего не будет смазано или затянуто.

Крупный твитер хорош тем, что захватывает изрядную часть среднечастотного диапазона, который плавно и непрерывно продлевается до сверхзвуковых высот. Отсутствует окраска, характерная для некоторых 3-полосных систем с частотой раздела 3 — 3,5 кГц, здесь по характеру обертонов можно на слух распознать любой инструмент в очень плотном спектре.
Поскольку в построении звуковой сцены участвуют и 10-дюймовые драйверы, озвучивающие в т.ч. и весь голосовой диапазон, пространство получается масштабным и плотно заполненным. Чтобы картина получилась абсолютно цельной, с голографичными образами, колонки лучше слегка разворачивать внутрь, тогда все излучатели, включая твитеры, будут полностью согласованы по дисперсии. А в целом Klipsch RF-7 III — колонки интересные, с подкупающим винтажным шармом и полностью приспособленные к современным реалиям.

Обзор Klipsch RF-7III от портала Stereo.ru

Компания Klipsch не разменивается по мелочам и даже младшие модели позиционирует как референсные (конечно же, в своей ценовой категории). При этом внутри модельного ряда любой компании есть собственный абсолютный референс, определяющий фирменный характер звучания и задающий направление развитие для всех остальных серий. Монстры вроде Klipschorn или La Scala на эту роль не подходят, ведь это современные воплощения легендарных моделей — совершенно иной жанр. Актуальным же флагманом линейки является Klipsch RF-7III. Это и есть тот самый искомый референс для Reference. Римские цифры III в обозначении модели недвусмысленно намекают, что перед нами не первая версия флагмана. При этом столь же очевидно, что ключевые технологические решения этой модели по крайней мере внешне выглядят так же, как и у колонок с куда более скромным ценником.

Совместим эти два факта и придем к выводу, что современные младшие модели Klipsch являются близкими родственниками акустики RF II. Однако ценовой разрыв между младшими Reference и старшими RF довольно значителен, а это — повод разобраться более детально, в чем же конкретно Klipsch RF-7III превосходит все остальные модели. Отличать колонки Klipsch друг от друга на глаз не сверяясь с шильдиками — особое искусство, которое лично я пока не освоил. То ли это серия Reference, то ли Reference Premier, то ли флагманская пара RF — с ходу не разберу. На первый взгляд отличаются они только габаритами да отделкой, которую можно разглядеть только вблизи. По этой причине определить «по фотографии», что же нового и прогрессивного применили в RF-7III, не представляется возможным. Но сразу дам жирный спойлер: отличить колонки друг от друга на слух не составит труда. Это провоцирует закономерный вопрос: «что же такого было сделано, если снаружи все одинаковое, а качество звука совершенно разное?!»

Отвечаю по пунктам. Рупор на вид действительно очень знаком и по сути он не изменился. Это квадратный Tractrix с раскрытием 90° по вертикали и горизонтали. Его невидимая часть — драйвер — была существенно доработана и имеет мало общего с драйверами, которые устанавливаются в младшие версии колонок. Магнит у серии RF значительно больше, а при последней доработке особое внимание уделили фазовыравнивающему элементу, отвечающему за согласование излучателя с рупором. В результате доработки АЧХ в точке прослушивания стала ровнее, чем получалась с предыдущей версией драйвера. Средне-низкочастотные динамики тоже выглядят абсолютно знакомо. И точно также не имеют ничего общего с динамиками младших серий кроме фирменной медной расцветки. У младших колонок полимерный материал покрыт медью, здесь же используется металлокерамика. Как следствие — меньше масса подвижной системы, выше жесткость, меньше деформаций конуса, а звучание точнее и чище.

Схема включения НЧ-излучателей не афишируется производителем, указана лишь одна частота раздела 1 300 Гц, что косвенно говорит о двухполосной конструкции. А судя по спектру излучения среднего и нижнего динамиков, перед нами вполне традиционные 2,5 полосы. Так или иначе — трехполоской тут даже не пахнет, и это вполне в духе Klipsch. Никаких догм и предубеждений — только практичность, рациональность и работа на результат. Для инженеров компании явно первичен звук, а распространенные идеи о том, какая конструкция должна быть у флагманской акустики, отправляются в дальнее пешее путешествие со всем известной точкой назначения. Дедушка Пол одобрил бы такой подход. Любопытно, что корпус при этом разделен на два независимых отсека, каждый из которых имеет собственный щелевой фазоинвертор, оформленный опять же в рупор Tractrix. Разделение корпуса решило проблему стоячих волн и избавило от резонансов, возникающих при наложении друг на друга излучения двух динамиков.

Рупорный выхлоп избавляет от турбулентности и прочих переходных процессов, неизбежно возникающих на выходе фазоинвертора. Справедливости ради отметим, что точно такие же порты имеются и у младших моделей, тут отличий никаких, просто констатируем факт их наличия и в старшей. Что же касается дизайна, тут Клипши остались верны себе. Каких-либо затейливых форм или невероятных изысков нет даже близко. Суровый черный прямоугольник с грилями «в пол» либо медные «блины», увенчанные агрессивным большим рупором — вот вам два варианта общего вида на выбор. Впрочем, для флагмана было сделано исключительное дополнение. Материал отделки — мебельный шпон, и даже есть возможность выбора расцветок: традиционный черный дуб, вишня и орех. Неслыханная по меркам Klipsch щедрость и роскошь! Надо признать, шпон очень качественный, приятный на ощупь, дающий ощущение живого дерева и без 10 слоев царапающегося лака — опять же очень практично.

В качестве бонуса для тех, кто по-прежнему надеется увидеть в модели Klipsch RF-7III признаки эксклюзивности и элитарности, присущие акустике в этой ценовой категории, есть еще один небольшой штрих. Производство этой модели находится в городе Хоуп, штат Арканзас. Поэтому если «made in U.S.A.» для вас не пустой звук — наслаждайтесь! Если стоять совсем близко к Klipsch RF-7III — от метра и менее, — вы не поймете в звуке ровным счетом ничего. Сцена рассыпается на составляющие: твитер и СЧ/НЧ-секция разделены, но уже с дистанции 1,5–2 метра и далее картина внезапно складывается, а стыковка полос становится бесшовной. Сложнее всего было принять тот факт, что система звучит столь ровно, сбалансированно и детально без какой-либо рум-коррекции и прочих хитростей, выравнивающих фазовую и частотную характеристики. Впрочем, эту историю мы разбирали еще при знакомстве с моделями Reference. Физика процесса понятна — направленное излучение минимизирует паразитные отражения от стен, пола и потолка, фокусируя весь звук в точке прослушивания, а остальное — дело техники. Точнее говоря, вопрос таланта и дотошности разработчиков. Однако привыкнуть к этому я пока не успел, так что по-прежнему удивляюсь.

При прослушивании Klipsch RF-7III использовалась пара усилителей: гибридный Magnat RV4
с ламповым предварительным каскадом и чисто транзисторный
Parasound HINT 6
. В обоих случаях акустика давала понять, с каким аппаратом мы имеем дело, но не особенно это подчеркивала и не выделяла его характер. С гибридником можно было заметить ламповую теплоту и богатство тембров, но внимание все равно концентрировалось на музыкальном образе, а не на характерной окраске звука. С чисто транзисторным усилителем звучание получалось чуть суше, заметно ритмичнее и острее на верхах, но опять же — музыкальность оставалась главным приоритетом. В результате ритмичную и быструю музыку мне больше понравилось слушать на чистом транзисторе, а на расслабляющих мелодичных треках гибридный усилитель добавлял звуковой картине красоты и наполненности.

Впрочем, мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать заслуги усилителей. Оба усилителя в принципе нельзя назвать слабыми — на 8 Ом они выдают 110 и 160 Вт. Но Klipsch RF-7III даже на их фоне совсем не малыши — в рабочем режиме они спокойно потребляют до 250 Вт, а максимально способны переварить 1 кВт! При таком раскладе риск потери контроля низких частот и слышимый дефицит мощности — вполне реальные угрозы. По факту же ручку громкости хоть и приходилось уводить далеко вправо, проблем с контролем или запасом громкости не возникло. Докрутить ручку до предела было достаточно проблематично, т.к. звуковое давление становилось запредельным, но даже в этой ситуации ни колонки, ни усилители не сдавались — искажений и иных признаков перегрузки я не услышал. Возникло ощущение, что перед нами надежная профессиональная акустика, готовая озвучивать стадионы, но соответствующая высшим требованиям Hi-Fi.

В звучании Klipsch RF-7III однозначно угадывались фирменная открытость и детальность, все нюансы записей честно выкладываются на суд слушателя, но повторюсь в очередной раз — не в ущерб музыкальности. Очень понравилось, как акустика работает с НЧ-диапазоном. Никакой гулкости, попытки имитировать работу сотни сабвуферов и вообще никакой гипертрофии баса, которой так часто наделяют напольники. Фазоинверторы качают воздух с небольшой интенсивностью и никак особенно себя не проявляют, акустика звучит четко и точно, словно имеет закрытое оформление. По глубине баса нет никаких претензий, нижние ноты звучат не намеками, а очень даже уверенно. Слушать бас-гитару Миллера или контрабас Бромберга — сплошное концентрированное удовольствие и ничего более.

В полной мере эта модель демонстрирует способность фирменных рупоров формировать шикарную и чистую звуковую сцену в любых, даже акустически не подготовленных пространствах. Пока слушал новый концертный альбом Жана Мишеля Жарра, записанный в соборе Нотр-Дам-де-Пари, отметил, что могу в полной ощутить даже высоту потолков, не говоря уж о том, что при прослушивании стереозаписи звук буквально окружал меня со всех сторон. Высокое разрешение, артикуляция и отличная тональная сбалансированность буквально провоцируют на обращение к сложным музыкальным жанрам. Кто-то захочет стряхнуть пыль с коллекции авангардного джаза или экспериментальной электроники, а я бы первым делом переслушал на Klipsch RF-7III дискографию Blue Öyster Cult, после чего переключился бы на King Crimson (в хронологическом порядке релизов). Очень интересно наблюдать за музыкальными хитросплетениями в текущем моменте и при этом ощущать, как растет качество записи и профессионализм музыкантов от альбома к альбому. Жаль, что в рамках теста пришлось ограничиться лишь несколькими треками.

С более грубой и прямолинейной музыкой — будь то танцевальная электроника или пауэр-металл — акустика работает не менее уверенно и выдает не менее впечатляющий результат. Тут все зависит от предпочтений слушателя, а не от потенциала акустики. На самом деле хвалить Klipsch RF-7III несложно и это можно делать сколь угодно долго, особенно если вам нравится собранный и четкий звук, сочетающий мониторную точность с выразительностью и музыкальностью. Однако всякий тест подразумевает поиск слабых сторон модели. И тут все становится сложнее. Музыкального материала, с которым акустика бы не справилась или сделала звучание откровенно скучным, бледным, сухим или неинтересным, обнаружить не удается. Некие пристрастия можно определить по тому, что Билли Айлиш звучит чуть более захватывающе, чем Билли Холидей, а AC/DC с альбома «PowerUp» кажутся более задорными, чем они же 30-летней давности. Но, по-моему, результат в этом случае определяет исходное качество записей. В новых релизах чисто технически больше звуковой информации — отсюда и разница в восприятии. Так или иначе, элементарная замена контента или усилителя закрывает все вопросы и позволяет добиться желаемого характера звучания.

Акустика Klipsch RF-7III со свойственной американцам прямолинейностью и непосредственностью, балансирующей на грани с откровенной грубостью, ломает сложившиеся стереотипы о том, какими должны быть референсные колонки. Нагромождения динамиков и супермногополосности нет — даже до чистых трех полос, похоже, не дотянули. Вычурного дизайна, откровенной элитарности и роскоши также нет — шпон можно найти и на моделях в разы дешевле. Одним словом, с первого взгляда не определишь наверняка: флагман это или одна из моделей базовой линейки. При этом направленный рупор и традиционные динамики состыкованы бесшовно, и на слух невозможно идентифицировать, звучит ли это компрессионный рупор или инициативу уже перехватил металокерамический средне-низкочастотник.
Крупные корпуса с двумя 10-дюймовыми басовикам и солидными фазоинверторами не гудят и не забивают комнату басом в большей степени, чем это подразумевает фонограмма. Все на своих местах и не вызывает нареканий. Чистый референс. Получается, что в Klipsch RF-7III буквально все идет вопреки сложившимся представлениям и ожиданиям, применяемым к акустике такой цены. Все кроме одного: звучат эти колонки на все свои деньги и даже больше. Еще одно важное наблюдение касается линейки в целом. Тут наблюдается исключительная однородность звукового почерка: от самых младших напольников до флагмана линейки. Конечно же, это не уникальное свойство данного производителя, но подобная однородность стиля и преемственность вызывает уважение. Переходя от одной модели к другой, можно быть заранее уверенным в результате.

Характеристики Klipsch RF-7 III

Тип корпуса фазоинверторный, для каждого из двух внутренних отсеков имеется отдельный порт с рупорной геометрией Число полос 2 Материал корпуса MDF Количество динамиков 3 Диапазон частот АС 32 Гц – 25 кГц (± 3) Чувствительность 100 дБ (2,83 В/1 м) Мощность 250 Вт/1000 Вт (пиковая) Номинальный импеданс 8 Ом Частота разделения полос 1300 Гц Твитер 1,75” компрессионный ВЧ-излучатель, алюминиевая мембрана, усовершенствованная фазовыравнивающая пуля, гибридный рупор Tractrix (конус + рупор), 90 х 90 град. СЧ/НЧ-излучатели 2 х 10” СЧ/НЧ-драйвера с диффузорами из покрытой медным слоем металлокерамики (Cerametallic), мощные магниты особой конструкции, литые алюминиевые корзины Гриль с магнитным креплением Входные разъемы 4 винтовые клеммы (бивайринг/биампинг) Габариты (ШхВхГ) 352х1245х454 мм Вес 44,1 кг

Знакомо до боли

Что же касается дизайна, тут Клипши остались верны себе. Каких-либо затейливых форм или невероятных изысков нет даже близко. Суровый черный прямоугольник с грилями «в пол» либо медные «блины», увенчанные агрессивным большим рупором — вот вам два варианта общего вида на выбор. Впрочем, для флагмана было сделано исключительное дополнение.

Материал отделки — мебельный шпон, и даже есть возможность выбора расцветок: традиционный черный дуб, вишня и орех. Неслыханная по меркам Klipsch щедрость и роскошь! Надо признать, шпон очень качественный, приятный на ощупь, дающий ощущение живого дерева и без 10 слоев царапающегося лака — опять же очень практично.

В качестве бонуса для тех, кто по-прежнему надеется увидеть в модели Klipsch RF-7III признаки эксклюзивности и элитарности, присущие акустике в этой ценовой категории, есть еще один небольшой штрих. Производство этой модели находится в городе Хоуп, штат Арканзас. Поэтому если «made in U.S.A.» для вас не пустой звук — наслаждайтесь!

Klipsch RF-7 III Black

Флагманская модель Klipsch RF-7 III относится к третьему поколению культовых напольных «семерок» и является довольно сильным соперником в своей ценовой категории.

Спикер оснащен новым 1,75-дюймовым компрессионным ВЧ-драйвером с титановой мембраной и высокоэффективным фазовыравнивателем, гарантирующим равномерность звукового давления на высоких частотах. Драйвер помещен в рупор Tractrix усовершенствованной конструкции, комбинирующий в себе центральную конусообразную воронку с классическим квадратным рупором из формованной резины, изгиб боковых стенок которого соответствует геометрической кривой трактрисе. Согласно мнению Klipsch, такое техническое решение оптимизирует АЧХ, расширяет частотный диапазон, а также позволяет получить отличную динамику звучания и впечатляющую звуковую сцену. Благодаря использованию формованной резины удается обеспечить великолепное демпфирование, что выражается в уменьшении резкости и повышении детальности саунда. Ответственность за СЧ и НЧ берет на себя пара внушительных 10-дюймовых динамиков с диффузорами, изготовленными из покрытой медным слоем металлокерамики (Cerametallic). Такой выбор материалов способствует получению требуемой жесткости и легкости, благодаря чему удается избежать нежелательных деформаций диафрагмы и свести к минимуму искажения. В излучателях задействованы литые алюминиевые корзины, которые сводят к минимуму резонансы, и мощные магниты особой конструкции, обеспечивающие линейное движение диффузоров. Отдельного внимания заслуживает тяжелый массивный корпус Klipsch RF-7 III. Для каждого СЧ/НЧ-драйвера здесь имеется отдельный отсек с портом фазоинвертора, форма которого идентична геометрии фирменного рупора Tractrix, благодаря чему воздушный поток выводится из отсека более эффективно. В итоге бас становится более чистым и мощным. Изоляция мидвуферов друг от друга в отдельных камерах дает возможность улучшить линейность и устранить внутренние стоячие волны. Корпус обладает несколько выступающим за его пределы основанием, обеспечивающим небольшой наклон АС назад. Наличие на задней стенке двух пар винтовых клемм позволяет организовать бивайринг или биампинг. Колонка впечатляет великолепной отделкой натуральным шпоном, который можно сравнить по качеству с материалами для отделки дорогой мебели. Флагман Klipsch RF-7 III отличается высокой чувствительностью, широким частотным диапазоном и традиционно собирается на мощностях «Клипш» в США.

Особенности :

  • Жесткий массивный корпус с двумя отдельными отсеками для СЧ/НЧ-драйверов
  • 1,75” компрессионный твитер с алюминиевой мембраной и гибридным рупором Tractrix
  • Пара 10-дюймовых СЧ/НЧ-динамиков с конусами из покрытой медным слоем металлокерамики
  • Форма портов фазоинвертора соответствует рупорной геометрии Tractrix

Сцена и характер

Если стоять совсем близко к Klipsch RF-7III — от метра и менее, — вы не поймете в звуке ровным счетом ничего. Сцена рассыпается на составляющие: твитер и СЧ/НЧ-секция разделены, но уже с дистанции 1,5–2 метра и далее картина внезапно складывается, а стыковка полос становится бесшовной.

Сложнее всего было принять тот факт, что система звучит столь ровно, сбалансированно и детально без какой-либо рум-коррекции и прочих хитростей, выравнивающих фазовую и частотную характеристики. Впрочем, эту историю мы разбирали еще при знакомстве с моделями Reference.

Физика процесса понятна — направленное излучение минимизирует паразитные отражения от стен, пола и потолка, фокусируя весь звук в точке прослушивания, а остальное — дело техники. Точнее говоря, вопрос таланта и дотошности разработчиков. Однако привыкнуть к этому я пока не успел, так что по-прежнему удивляюсь.

При прослушивании Klipsch RF-7III использовалась пара усилителей: гибридный Magnat RV4 с ламповым предварительным каскадом и чисто транзисторный Parasound HINT 6.

В обоих случаях акустика давала понять, с каким аппаратом мы имеем дело, но не особенно это подчеркивала и не выделяла его характер. С гибридником можно было заметить ламповую теплоту и богатство тембров, но внимание все равно концентрировалось на музыкальном образе, а не на характерной окраске звука.

С чисто транзисторным усилителем звучание получалось чуть суше, заметно ритмичнее и острее на верхах, но опять же — музыкальность оставалась главным приоритетом. В результате ритмичную и быструю музыку мне больше понравилось слушать на чистом транзисторе, а на расслабляющих мелодичных треках гибридный усилитель добавлял звуковой картине красоты и наполненности.

Впрочем, мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать заслуги усилителей. Оба усилителя в принципе нельзя назвать слабыми — на 8 Ом они выдают 110 и 160 Вт. Но Klipsch RF-7III даже на их фоне совсем не малыши — в рабочем режиме они спокойно потребляют до 250 Вт, а максимально способны переварить 1 кВт! При таком раскладе риск потери контроля низких частот и слышимый дефицит мощности — вполне реальные угрозы.

По факту же ручку громкости хоть и приходилось уводить далеко вправо, проблем с контролем или запасом громкости не возникло. Докрутить ручку до предела было достаточно проблематично, т.к. звуковое давление становилось запредельным, но даже в этой ситуации ни колонки, ни усилители не сдавались — искажений и иных признаков перегрузки я не услышал. Возникло ощущение, что перед нами надежная профессиональная акустика, готовая озвучивать стадионы, но соответствующая высшим требованиям Hi-Fi.

Акустические системы Klipsch RF-7 III

Напольные RF-7 III в каталоге располагаются несколько особняком — это модель высокого класса в премиумной отделке и позиционируется как универсальная. Благодаря паре 10-дюймовых басовых драйверов она способна воспроизводить и ударные саундтреки, и деликатные аудиофильские записи. По крайней мере, так задумано, а как на самом деле?

Удивительно, сколько всего выпускает Klipsch — всегда есть из чего выбирать. В каталоге и особые линейки для домашнего кино, и системы для требовательных меломанов, портативная и всепогодная акустика… И что интересно, в каждой модели непременно имеется какая-нибудь изюминка, выделяющая её из общего ряда. Именно эти индивидуальные черты и облегчают выбор — что-нибудь, да обязательно зацепит.

Меня, например, всегда привлекали классические модели Klipsch из золотой эпохи, когда к аудио относились с особым пиететом. Но 40 — 50-летние колонки покупать нет смысла, их звучание уже далеко не то, что было изначально — рассыпаются подвесы, дубеет бумага, «уплывают» настройки.

В наш век мощных транзисторных усилителей этот параметр может показаться не таким уж важным, но ниже я расскажу, в чём его прелесть.

Но Klipsch даёт новую жизнь культовым моделям, время от времени выпуская их обновлённые версии. К таким возрождённым проектам относятся наши нынешние испытуемые — напольные системы RF-7 III. В своём третьем поколении они сохранили основные фамильные черты, но выполнены на современном уровне. Главное, что осталась от прежних разработок — высокая чувствительность, 100 дБ (2,83 В/1 м). В наш век мощных транзисторных усилителей этот параметр может показаться не таким уж важным, но ниже я расскажу, в чём его прелесть.

Традиционно для Klipsch в «семёрке» используется рупорное оформление твитера. Компрессионный титановый излучатель калибра 1,75 дюйма (44 мм) помещён в прямоугольный раструб с фирменным профилем Tractrix. Его форма оптимизирована с помощью современных методов расчёта для получения линейной частотной характеристики, широкой диаграммы направленности и малых искажений. Готовых формул для точного проектирования рупоров не существует, поэтому в каждом конкретном случае приходится окончательно доводить конструкцию экспериментальным путём, создавая множество опытных образцов.

Квадратный раструб отливается целиком из плотной резины, за счёт чего почти полностью исключается его вибрации и резонансы. Твитер работает в диапазоне от 1300 до 25 кГц, т.е. при всех своих солидных габаритах RF-7 III — системы двухполосные.

Композит с фирменным названием Cerametallic производитель считает лучшим по сочетанию малой массы и высокой жёсткости.

Басовая секция построена на паре 10-дюймовых драйверов с диффузорами из металлокерамики с внешним медным напылением. Композит с фирменным названием Cerametallic производитель считает лучшим по сочетанию малой массы и высокой жёсткости, а малая инерция диффузоров и их работа в поршневом режиме всегда благоприятно сказывается на звучании. Чтобы басовики не влияли друг на друга, их развели по разным изолированным отсекам, причём в каждом имеется собственный фазоинвертор с прямоугольным выходным профилем Tractrix. Здесь он снижает турбулентность воздушного потока и, соответственно, сопутствующие шумы и призвуки. Заявленная нижняя рабочая граница «семёрок» 32 Гц (-3 Б), что вполне реально при таком объёме корпуса.

Избавившись от среднечастотной полосы и устранив соответствующее звено из разделительных фильтров, разработчики снизили реактивную составляющую импеданса. При этом они всё же предусмотрели раздельное подключение полос, наделив системы четырьмя винтовыми клеммами.

Klipsch RF-7 III выгодно отличаются солидной конструкцией — масса каждой колонки 44,1 кг. Основанием корпуса служит платформа, в которую вкручиваются шипы. Несмотря на все веяния времени, премиумные модели по-прежнему изготавливаются на собственной фабрике Klipsch в Арканзасе. Отделка — только в натуральном шпоне: чёрный ясень, вишня и американский орех и, как положено в данном ценовом сегменте, для каждой пары подбирается похожий рисунок. Грили из тонкой акустически прозрачной ткани крепятся на магнитах.

В итоге имеем колоссальный динамический потенциал без малейших упрощений музыкального спектра на его краях.

Не так давно я испытывал колонки Klipsch Forte III, и обратил внимание, что несмотря на высокую чувствительность, им нужен достаточно мощный усилитель. Перед прослушиванием RF-7 III покопался в Интернете, и на форуме фанатов Klipsch нашёл график зависимости импеданса этих колонок от частоты. При среднем заявленном значении 8 Ом на низких частотах сопротивление может падать почти до 2 Ом, что может стать причиной не очень внятного баса. Поэтому усилитель для этой пары желательно подбирать не обязательно мощный, но с достаточно низким выходным сопротивлением. Как, например, гибридный Magnat RV4, с которым мы и слушали «семёрки».

Выше я обещал объяснить, чем хороша акустика с высокой чувствительностью. Прежде всего, способностью полноценно, не «проглатывая» нюансов, играть на малой громкости. Лёгкие диффузоры и усиленные магниты позволяют реагировать даже на мизерные перепады амплитуды, и тихие фрагменты в исполнении RF-7 III звучат абсолютно полноценно — контрастно, с богатыми тембрами. А уж на пиках громкости колонки выдают такой удар, что только удивляешься. В итоге имеем колоссальный динамический потенциал без малейших упрощений музыкального спектра на его краях. А это идёт на пользу любым жанрам — от симфонической классики до прогрессив-металла. Klipsch заявляет 250 Вт подводимой мощности, страшно подумать, какое звуковое давление при такой чувствительности получится.

Барабаны — и большие, и средние, и малые — кажутся абсолютно настоящими, и какой бы сложный ритмический паттерн они ни выдавали

Живость звучания этой модели обусловлена и лёгкими подъёмами частотной характеристики на краях рабочего диапазона. Чувствуется эффект деликатной тонкомпенсации, при которой середина совершенно не страдает — информативность в голосовом диапазоне очень высока. А в целом — праздничное, открытое звучание с высоким тембральным разрешением.

Бас при всей глубине совершенно не кажется грузным. Вполне возможно, сказывается его скорость: пара 10-дюймовых диффузоров синхронно выдаёт резкие, с очень натуральной атакой, удары по ушам. Барабаны — и большие, и средние, и малые — кажутся абсолютно настоящими, и какой бы сложный ритмический паттерн они ни выдавали, ничего не будет смазано или затянуто.

Крупный твитер хорош тем, что захватывает изрядную часть среднечастотного диапазона, который плавно и непрерывно продлевается до сверхзвуковых высот. Отсутствует окраска, характерная для некоторых 3-полосных систем с частотой раздела 3 — 3,5 кГц, здесь по характеру обертонов можно на слух распознать любой инструмент в очень плотном спектре.

Поскольку в построении звуковой сцены участвуют и 10-дюймовые драйверы, озвучивающие в т.ч. и весь голосовой диапазон, пространство получается масштабным и плотно заполненным. Чтобы картина получилась абсолютно цельной, с голографичными образами, колонки лучше слегка разворачивать внутрь, тогда все излучатели, включая твитеры, будут полностью согласованы по дисперсии.

А в целом RF-7 III — колонки интересные, с подкупающим винтажным шармом и полностью приспособленные к современным реалиям.

СИСТЕМА

  • Проигрыватель винила Music Hall mf 7.3
  • CD-проигрыватель Lyngdorf CD2
  • Интегральный усилитель Magnat RV4
  • Кабели:
  • межблочные WireWorld Oasis 7 RCA
  • акустические WireWorld Oasis 7 Bi-Wire, 3 метра

Klipsch RF-7 III

Производитель: Klipsch Group (США)

klipsch-russia.com

Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: пассивный излучатель || Диапазон воспроизводимых частот (+/- 3 дБ): 32 — 25 000 Гц || Чувствительность: 100 дБ (2,83 В/1 м) || Подводимая мощность номинальная/пиковая: 250/1000 Вт || Продолжительное звуковое давление: н/д || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частота разделения полос: 1300 Гц || Bi-Wiring: да || Рекомендуемая мощность усилителя: н/д || Отделка: натуральный шпон чёрный ясень, вишня, американский орех || Габариты: 1245 х 454 х 352 мм || Масса 1 шт.: 44,1 кг || Цена за пару: 395 000 руб.

поделиться

Tags: Klipsch

Klipsch на максималках

В звучании Klipsch RF-7III однозначно угадывались фирменная открытость и детальность, все нюансы записей честно выкладываются на суд слушателя, но повторюсь в очередной раз — не в ущерб музыкальности. Очень понравилось, как акустика работает с НЧ-диапазоном. Никакой гулкости, попытки имитировать работу сотни сабвуферов и вообще никакой гипертрофии баса, которой так часто наделяют напольники.

Фазоинверторы качают воздух с небольшой интенсивностью и никак особенно себя не проявляют, акустика звучит четко и точно, словно имеет закрытое оформление. По глубине баса нет никаких претензий, нижние ноты звучат не намеками, а очень даже уверенно. Слушать бас-гитару Миллера или контрабас Бромберга — сплошное концентрированное удовольствие и ничего более.

В полной мере эта модель демонстрирует способность фирменных рупоров формировать шикарную и чистую звуковую сцену в любых, даже акустически не подготовленных пространствах. Пока слушал новый концертный альбом Жана Мишеля Жарра, записанный в соборе Нотр-Дам-де-Пари, отметил, что могу в полной ощутить даже высоту потолков, не говоря уж о том, что при прослушивании стереозаписи звук буквально окружал меня со всех сторон.

Высокое разрешение, артикуляция и отличная тональная сбалансированность буквально провоцируют на обращение к сложным музыкальным жанрам. Кто-то захочет стряхнуть пыль с коллекции авангардного джаза или экспериментальной электроники, а я бы первым делом переслушал на Klipsch RF-7III дискографию Blue Öyster Cult, после чего переключился бы на King Crimson (в хронологическом порядке релизов).

Очень интересно наблюдать за музыкальными хитросплетениями в текущем моменте и при этом ощущать, как растет качество записи и профессионализм музыкантов от альбома к альбому. Жаль, что в рамках теста пришлось ограничиться лишь несколькими треками.

С более грубой и прямолинейной музыкой — будь то танцевальная электроника или пауэр-металл — акустика работает не менее уверенно и выдает не менее впечатляющий результат. Тут все зависит от предпочтений слушателя, а не от потенциала акустики.

Классика и современность

На самом деле хвалить Klipsch RF-7III несложно и это можно делать сколь угодно долго, особенно если вам нравится собранный и четкий звук, сочетающий мониторную точность с выразительностью и музыкальностью. Однако всякий тест подразумевает поиск слабых сторон модели. И тут все становится сложнее.

Музыкального материала, с которым акустика бы не справилась или сделала звучание откровенно скучным, бледным, сухим или неинтересным, обнаружить не удается. Некие пристрастия можно определить по тому, что Билли Айлиш звучит чуть более захватывающе, чем Билли Холидей, а AC/DC с альбома «PowerUp» кажутся более задорными, чем они же 30-летней давности.

Но, по-моему, результат в этом случае определяет исходное качество записей. В новых релизах чисто технически больше звуковой информации — отсюда и разница в восприятии. Так или иначе, элементарная замена контента или усилителя закрывает все вопросы и позволяет добиться желаемого характера звучания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]