Dr. DAC prime представляет собой внешнюю звуковую карту для аудиофилов, на топовом ЦАП-е PCM1796 с возможностью замены ОУ без пайки. C помощью качественного SRC конвертера SRC4382 Prime может конвертировать звуковой поток в 192 кГц. Помимо этого устройство может работать как внешний ЦАП без компьютера или как внешний ЦАП для полупрофессиональной звукововой карты с ASIO.
Внешний вид ESI/Audiotrak Dr. DAC prime
Эволюция Dr. DAC
Изначально продукция ESI ориентировалась на профессиональный рынок, а Audiotrak на домашний, для обычных пользователей. Основным хитом стала карта Audiotrak Prodigy 7.1 в противовес Creative Audigy 2 за счет честных 44.1 без передискретизации. Вторым хитом стала Prodigy HD2 на топовом AK4396 и возможностью менять ОУ без пайки. В качестве эволюционного развития появился Dr. DAC, у первой версии так же использовался топовый ЦАП от AKM, сменные ОУ и дополнительно аккумуляторная батарея. Однако относительно большие габариты не принесли успеха, и вышла вторая версия — Dr. DAC 2 на PCM1798 с внешним питанием. Несмотря на то, что Dr. DAC 2 отсутствует на нашем рынке и является дефицитным, все равно этот ЦАП достаточно хорошо известен каждому. ESI и Audiotrak работают в разных странах и для каждой страны выпускают разные линейки продуктов. Временами это союз двух фирм, а иногда Audiotrak и ESI не имеют ничего общего и позиционируют себя как совершенно не связанные между собой компании. Так или иначе, ассортимент продукции ESI более доступен на нашем рынке и новый ЦАП Dr. DAC prime доступен на нашем рынке.
Внешний вид Infrasonic S. DAC 5
Про то, что Infrasonic так же где-то рядом с ESI/Audiotrak упоминать не будем Формально Dr. DAC prime — это третья версия. Можно предположить, какая версия будет пятой — это Infrasonic S.DAC 5 на PCM 1792, но пока дальше анонса этого ЦАП за $700 дело не пошло будем ждать, пока не выйдет «четвертый» DAC, а «пятый» подешевеет :).
Внешний вид JAVS DAC-1 OVERTURE (внизу) и JAVS UDT Transporter (вверху)
В целом, глядя на появления порой одинаковых продуктов под разными марками становится очевидно, что некоторые продукты изначально заказываются и делаются сторонней компанией. По описанию JAVS DAC-1 OVERTURE ничем не отличается от Dr. DAC prime, лишь немного другой профиль корпуса. На наш рынок не поставляется. Продукты у JAVS появляются несколько раньше чем у ESI/Audiotrak и возможно являются некими демо продуктами для обкатки :). Вполне возможно, что мы увидим и аналоги новых продуктов JAVS UDT Tranceporter (коммутатор цифровых сигналов) и DAC-2 March, который отличается от Prime ЦАП-ом PCM1792 с HDMI/I2S входом и уже без USB входа. Возможно DAC-2 March и будет «четвертой» моделью :).
Что нового в Dr. DAC prime? Во-первых этот внешний ЦАП на другом топовом PCM1796, с так же сменными ОУ. Цена выше, и это плата за возросшую функциональность. Добавился АЦП AK5386 с возможностью записи, добавился SPDIF выход, добавился режим апсемплинга в 192 кГц. Добавились мелкие функции, вроде отключения сигнала с линейных выходов, а так же возможность отдельной регулировки уровня сигнала для наушников при постоянном уровне для линейного выхода. Немного увеличились габариты.
Внешний вид Dr. DAC prime
Фронтальный вид ESI/Audiotrak Dr. DAC prime
На фронтальной панели расположены тумблеры, включения устройства, режим отключения линейного выхода, активация режима upsample и трехпозиционный переключатель выбора источника (analog, USB, digital). В правой части регулятор громкости и два выхода на наушники разного типа размера, 6.5 и 3.5 мм.
Тыловой вид ESI/Audiotrak Dr. DAC prime
С тыловой стороны находятся линейный стерео выход, линейный стерео вход, комбинированные (коаксиал + оптика) цифровые выход и вход. USB вход, разъем питания и переключатель режима громкости.
ESI Audiotrak Dr.Dac Prime vs Arcam rDAC — ЦАП из музыкального отдела против ЦАПа из Hi-Fi
Еще в советской школе, — во времена моей молодости, когда у кого-то из одноклассников появлялась необходимость купить усилитель с колонками, мы толпой отправлялись в магазин «Электрон» г. Мурманска и проводили, выражаясь современным языком, маркетинговое исследование. Результаты часто озадачивали, — какой-нибудь усилитель «Radiotechnica» и одноименные 30-ваттные колонки из «Hi-Fi отдела» стоили в сумме в полтора раза дороже, чем аналогичные устройства (усилитель того же первого класса, колонки той же мощности, — только пострашнее), чем в отделе «Музыкальные инстументы».
Более опытные старшеклассники в школьной курилке нас консультировали: «Понимаете, по звуку они, может, и похожи. Но меломанов больше, чем музыкантов, — хоть по нашей школе посмотрите. Поэтому на музыкальную технику и цены ниже». Вообщем-то, в школе группа была одна, — на сцене, правда, ее никто никогда не видел, но участники живописно описывали репетиции и даже давали что-то послушать из своего творчества, — меломанов же было, — каждый первый.
После таких объяснений в целях уложиться в выделенный родителями бюджет иногда покупались аппараты из «музыкального отдела», и вопрос закрывался.
Сегодня, вспоминая то далекое время, мы также попытаемся сравнить два аппарата разного назначения, — один сделан для маленьких «project» студий, а второй создан именитым Hi-Fi-ным производителем. При этом оба выполнены на чипах хорошо известных в мире Hi-Fi и «Wolfson Microelectronics», что неудивительно, так как микросхемы цифроаналоговых преобразователей выпускаются всего несколькими компаниями в мире.
ESI Audiotrak Dr.Dac Prime 15 850 руб.
Технические характеристики | |
ЦАП | Burr Brown РСМ1796 24bit/192kHz |
Частотный диапазон: | |
Входы | оптический S/PDIF (Toslink socket), коаксиальный S/PDIF, RCA, USB |
Выход | RCA, оптический S/PDIF, коаксиальный S/PDIF, 6,3 мм на наушники, 3,5 мм на наушники |
Соотношение сигнал/шум | 110 дБ |
Питание | 12V, 1.5А |
Аппарат реализован в металлическом корпусе оригинальной формы, — бока закруглены, как бы подчеркивая его «не хай-файное» происхождение. На днище имеются резиновые ножки, задняя и передняя поверхности ровные, — не считая выступающих тумблеров, регулятора громкости, и — сзади, разъемов. Дизайн как бы подчеркивает, что прибор создан для работы, а не для украшения комнаты.
Устройство создано для домашних студий, любителей домашней компьютерной работы со звуком и обладает богатыми функциональными возможностями. Есть вход и выход S/PDIF (коаксиальное цифровое гнездо комбинировано с оптическим, что требует оптического кабеля со специальным разъемом), USB-порт, аналоговый вход и выход RCA.
Наличие аналогового входа и цифрового выхода в ЦАП несколько удивило, так как осталось непонятным их использование — то ли они предназначены для организации сквозного тракта, то ли функциональность прибора может быть значительно расширена.
На передней панели прибора — изобилие переключателей, регуляторов и индикаторов. Имеются два выхода на наушники (разъемы типа джек 1/4» (6.З мм) и миниджек 1/8» (3.5 мм)), регулятор громкости выходного сигнала (а на задней панели — переключатель выходного уровня регулируемый либо фиксированный), переключатель сквозного сигнала bypass, переключатель источника. Есть возможность временного отключения сигнала mute, наконец, есть даже уникальная функция повышения частоты дискретизации upsample, позволяющая пересчитать частоту дискретизации вплоть да 192 кГц.
Конечно, аппарат не является профессиональным оборудованием, — ведь в отличие от аналого-цифрового преобразователя, — важнейшего компонента студии звукозаписи, цифро-аналоговый конвертер в чистом виде в студии практически не нужен, там обычно используются комбинированные приборы АЦП/ЦАП, но Dr.Dac Prime на это и не претендует.
Arcam rDAc 19 990 руб.
Технические характеристики | |
ЦАП | DAC Wolfson 8741 24-bit multilevel Delta-Sigma DAC |
Частотный диапазон | 22-22000 Гц |
Входы | оптический S/PDIF (Toslink socket), коаксиальный S/PDIF, USB |
Выход | RCA |
Соотношение сигнал/шум | 104 дБ |
Питание | 6B, 600 мА |
Девайс выполнен в алюминиевом корпусе с закругленными углами, основание прорезиненное, препятствующее скольжению по поверхности. На верхней панели расположена кнопка, переключающая входы, — при этом индикатор, соответствующий активному входу, загораются зеленым цветом. Еще на задней панели находится клавиша включения, — больше никаких переключателей и регулировок устройство не имеет. Там же, — на задней панели, расположены три цифровых входа, — S/PDIF, оптический Toslink и USB и небалансный аналоговый выход. Аппарат рассчитан на питание напряжением 6 В и током 600 мА, внешний адаптер питания входит в комплект, — гнездо для подключения также находится сзади.
Устройство реализовано на чипе компании Wolfson Microelectronics, — WM8741. Напомним, что этот чип начал выпускаться компанией еще в октябре 2007 года и более года был флагманским, — в январе 2009 года был выпущен WM8742.
Впрочем, Burr Brown РСМ1796, стоящий у конкурента в нашем тесте, также неплохо знаком любителям техники, — его можно встретить в цифро-аналоговых преобразователях в несколько раз дороже тестируемых.
Но вернемся к Arcam rDac. Как видно из интерфейса, цифровой сигнал можно подавать и через USB, — в этом случае применяется асинхронная технология, запатентованная компанией Data Conversion Systems, призванная снизить цифровые погрешности передачи сигнала.
Кстати говоря, на базе этого аппарата компания Arcam выпускает более дорогую модель (в России — на четыре тысячи дороже), — Arcam rDac Wireless, способную принимать сигнал по Wi-Fi. Во всем остальном модели идентичны. В нашем, более простом варианте, в том месте, где должна располагаться Wi-Fi антенна, ЦАП имеет на задней стенке закрытое заглушкой отверстие. Крайний справа светодиод под надписью «Wireless» также, естественно, гореть не будет.
ПРОСЛУШИВАНИЕ.
Слуховое тестирование цифровых приборов, в частности конвертеров, — дело очень непростое. В отличие от сравнения на слух электроакустических преобразователей, каковыми являются громкоговорители, разница в звучании электронных приборов минимальна и ускользающа. Если же разница заметна и ощутима, это значит только одно — приборы явно относятся к разным классам качества и сравнивать их некорректно. Иначе говоря, для хорошей техники разницы почти не должно быть.
Так имеет ли смысл сравнивать электронику на слух? Понятно, что чисто лабораторные измерения электронного тракта с помощью измерительной аппаратуры проводить можно и нужно, и они-то и покажут реальные различия, а вот как быть с прослушиванием? Думается, что, несмотря на еле уловимую разницу, слушать все же стоит. Потому что даже минимальная разница может проявиться в некоторых обстоятельствах, например, при использовании конкретных приборов в системах мощного звукоусиления, когда эта минимальная разница многократно увеличивается, как под лупой, и становится заметна.
Представленные для тестирования приборы по схемотехнике, используемым компонентам и ценовой категории относятся к одному классу, так что и разница в их звучании должна быть минимальной.
При прослушивании мы использовали наш редакционный CD-проигрыватель Denon DCD-2000AE, используя его в качестве транспорта, — цифровой сигнал снимался по коаксиалу. Кстати говоря, звук его бортового ЦАПа понравился больше, чем звук гостей. У обоих аппаратов сцена и детальность неплохи, а вот тональный баланс смещен в сторону среднего диапазона. Особенно это было заметно после переключения селектора усилителя со входа, к которому подключен «Denon» на вход одного из ЦАПов.
На самом разном материале (от экспериментального «живого» джаза до Edvard Grieg «Peer Gynt») мы слушали оба аппарата несколько часов, пытаясь уловить
ускользающую разницу в звуке — это и была основная цель прослушивания, — ведь аппараты изначально имеют разное назначение.
В результате, как ни странно, — звучание обоих приборов было практически не отличимым, — разница на грани субъективной погрешности.
ИТОГИ.
Значит ли это, что конвертеры равноценны и взаимозаменяемы? А вот это вряд ли, ведь надо учитывать еще и функциональные возможности, а они у обоих приборов существенно разные.
Конечно, многие из этих возможностей избыточны для простого домашнего прослушивания, но активному аудиофилу, которому интересно поэкспериментировать со звуком, попробовать разные варианты подключения, использовать прибор с несколькими источниками сигнала и системами звукоусиления, такой аппарат будет более интересен, чем простой ЦАП без всяких возможностей регулировок.
Кроме того, наличие возможности регулировки уровня сигнала позволяет использовать ESI Dr.Dac Prime в качестве предварительного усилителя, совмещенного с ЦАПом, выход на наушники также будет нелишним. Из всего этого следует, что функционально «навороченный» ЦАП Dr.Dac Prime имеет большую перспективу.
В отношении качества звука он не уступает более простому Arcam rDAc, -хотя, впрочем, и не превосходит. Его многофунциональность, — кстати, при более низкой цене, достигнута не в ущерб звуку.
Конечно Arcam rDAc находит своего покупателя, — в мире любителей Hi-Fi бренд Arcam известен гораздо лучше, чем ESI, — как говорили у нас в школе: «меломанов больше, чем музыкантов». Но наше небольшое исследование наглядно показывает, что, говоря языком моей молодости, «товары из музыкального отдела могут быть не хуже». И вопрос закрывается.
По материалам издания Потребитель Автор Анатолий Вейценфельд, Игорь Максимов.
Комплектация Dr. DAC prime
Комплектация ESI/Audiotrak Dr. DAC prime
В коробке кроме самого Dr. DAC prime находятся блок питания, USB кабель, два переходника для оптических кабелей от комбинированных цифровых разъемов, шестигранный ключ и запасной болт для ручки громкости, клейкие прозрачные резиновые ножки и мануал. С такой комплектацией ничего докупать не нужно.
Используемые компоненты и технологии в Dr. DAC prime
Контроллер Tenor TE7022L
Связь с USB реализована через контроллер Tenor TE7022L.
Паспортные характеристики Tenor TE7022L:
- высокоскоростной (12MHz) USB контроллер потокового воспроизведения аудио
- Полная поддержка USB 2.0 & USB Audio Class 1.0
- Разрешение до 24 бит и опорной частоты до 96 кГц
- Поддержка S/PDIF TX и RX, AES/EBU
PCM1796 (справа) и LME49860NA
В качестве ЦАП используется преобразователь топ класса PCM1796. Такой же ЦАП используется в ASUS Xonar D2. Используется полная дифференциальная схема на трех ОУ LME49860NA. Искажения ОУ не превышают 0.00003%.
Паспортные характеристики PCM1796:
- КГИ+Шум: -106 дБ (0.0005 %)
- Динамический разбег, Сигнал/шум: 123 дБ
- Stopband Attenuation: -98 дБ
АЦП AK5386 и ОУ 4550
Дельта-сигма АЦП AK5386 предназначен для DVD рекордеров и музыкальных инструментов. Перед АЦП в цепи применяется ОУ в кроватке 4580. При использовании АЦП не топ класса преимущество от возможности замены ОУ небольшое, но такая возможность привлекательна.
Паспортные характеристики AK5386:
- КГИ+Шум: -96 дБ (0.0015 %)
- Динамический диапазон, Сигнал/шум: 110 дБ
- Stopband Attenuation: -80 дБ
SRC4382
Для апсемплинга используется SRC4382. Конвертер считается одним из лучших в своем классе.
Паспортные характеристики SRC4382:
- КГИ+Шум: -125 дБ (0.000056 %)
- Динамический диапазон, 128дБ
В качестве иллюстрации из мануала можно взглянуть на спектр сигнала после преобразования из 44.1 кГц в 192 кГц. Как видно, искажений выше уровня шумов нет.
TPA6120A2
В качестве усилителя для наушников используется TPA6120A2 производства Texas Instruments. Такой же усилитель используется в ASUS Xonar ST/STX.
Паспортные характеристики TPA6120A2:
- 80 мВт для 600 Ом при питании ±12 В на уровне 0.00014% КГИ + Шум
- Минимально допустимый импеданс нагрузки 8 Ом, минимально рекомендуемый 16 Ом.
Dr. DAC prime внутри состоит из двух плат.
Схемотехника – общие сведения
В Dr.Dac 2 и Dr.Dac 2 Muses используется одинаковый ЦАП PCM1798.
Основные характеристики PCM1798:
- Поддержка форматов семплирования до 192 кГц
- КГИ+Шум: 0.0005 %
- Динамический диапазон, Сигнал/шум: 123 дБ
В новой версии Dr.Dac 3 используется более старшая версия PCM1794.
Новая версия Dr.Dac 2 DX Muses, исходя из названия, использует новые ОУ серии Muses, специально разработанные для использования в аудио. Однако в линейке четыре ОУ и данная версия Dr.Dac 2 DX Muses поставляется с младшей моделью 8820. Стоимость младшей модели сопоставима с остальными популярными ОУ и далеко не все согласны с тем, что Muses являются лучшим решением, скорее – это альтернативное конкурентоспособное решение. Старшие же версии ОУ Muses 1/2 стоят порядка $50 и пять таких ОУ тянут сопоставимо по стоимости с самим Audiotrak Dr.Dac 2 DX Muses. Таким образом, формально от базовой версии потенциал устройства не сильно увеличен и если в дальнейшем интересно выжать максимум из Dr.Dac 2 DX Muses, то от покупок других ОУ не избежать.
Тракт усилителя для наушников содержит не только сменный ОУ, но и буфер на транзисторах. Таким образом получается достичь высокой выходной мощности с более широким выбором среди ОУ под вкусовые предпочтения. У новой версии Dr.Dac 3 усилительная часть кардинально изменена в пользу отдельной микросхемы TPA6120A2 и фактически Dr.Daс 3 очень близко пересекается с ASUS Essence STU.
За связь с USB отвечает Tenor TE7022L, благодаря которому Dr.Dac 2 DX Muses может получать звуковой поток до 24 бит, 96 кГц. На сегодняшний день это не самый высокий показатель и у следующей версии Dr.Dac 3 уже поддержка до 192 кГц по USB, несмотря на то, что для лидирующих позиций актуальнее была бы поддержка 384 кГц. Впрочем, тут в продуктовой линейке Audiotrak заложник использования выбранных ЦАП от Burr-Brown PCM1798/1794. В Dr.Dac 3 используется более совершенный PCM 1794 с лучшим показателем сигнал/шум и технически совместимый с PCM1798 (что избавляет производителя от перепроектирования части устройства). Параметр сигнал/шум до сих пор является весомым аргументом у маркетологов, а использование же PCM1795 с поддержкой 384 кГц такого сигнал/шум не дает. На данный момент PCM1792/1794 пока не обновлены до «PCM1791» с поддержкой 32 бит и более высоких частот и те производители, которых не устраивает выбор между рекордным сигнал/шум и верхней поддерживаемой частотой уходят на ЦАП-ы от ESS. Впрочем, преимущество у PCM1794 не только в параметре сигнал/шум, а в том, что потенциал в общем качестве звука у старших преобразователей выше. Другой вопрос, насколько этот потенциал раскрыт?
Управление режимами обеспечивается через тумблеры, что очень удобно.
Отдельных похвал заслуживает индикация частоты воспроизведения и глубоко утопленные светодиоды в отверстиях, которые не бьют светом в глаз, как у Dr.Dac prime или ASUS Essence One.
Устройство очень компактное, блок питания используется внешний, те, у кого чешутся руки его могут заменить на что-то «получше».
Выходов для наушников два, различаются коэф. усиления, благодаря чему через первый выход целесообразно использовать никоомные модели наушников, а через второй высокоомные.
При соединении с компьютером никакие драйвера не нужны, все определяется автоматически. Для воспроизведения основной рекомендацией будет использование плеера с поддержкой вывода звука через Wasapi для современных ОС семейства Windows.
Качество звучания новой версии едва отличается от старой версии, разница с Audiolab M-DAC или Antelope Zodiac 192 выражается в большей степени. Обычно владельцы дорогих ЦАП-ов снисходительно или с неприязней отзываются как о Dr.DAc2, так и других любых ЦАП-ах ниже $1000. Однако при этом забывают законы ценообразования и ту планку, после которой цена существенно растет вверх при мизерном приросте качества. На фоне более дорогих устройств Dr.Dac 2 DX Muses уступает незначительно в виде чуть менее свободного звучания или слышимости мелких деталей, при подключении к тракту стоимостью выше $5000. Обычно те, кто может себе позволить ЦАП лишь за $300 обычно обладает куда более простой аудиосистемой и соответственно качество дорогих ЦАП-ов зачастую избыточно.
При использовании Dr.Dac 2 DX Muses как комбайна проявляется его сильная сторона в виде хорошего усилителя для наушников. Если сравнивать с ASUS Essence STU, то Dr.Dac 2 DX Muses обеспечивает более разборчивое звучание с выхода для наушников. Если сравнивать Dr.Dac 2 с отдельными усилителями для наушников премиального класса (условно от $1000, например SPL Auditor) то Dr.Dac 2 покажется более резковатым и без четкой атаки в мелких деталях. Т.е. Dr.Dac 2 не является конечной ступенью Hi-End при высоких технических показателях, но это одно из лучших решений в своей ценовой категории.
Удобство от использования Dr. DAC prime
Dr. DAC prime не требует специальных драйверов, устанавливается автоматически. Это очень удобно. В системе устройство обозначается как «Dr. DAC prime», что внятно и понятно в отличии от различных других USB ЦАП-ов с безликим названием «USB audio DAC». По умолчанию после установки выставляется 50% громкости.
Хочется отметить удобство переключения регулируемого выхода громкости линейных выходов и фиксированного максимального. Выход на наушники работает всегда.
В сравнении с Dr. DAC 2 удобство от ручки громкости слева несколько ниже при воткнутых наушниках с большим джеком. Во всем остальном удобство на аналогичном уровне. Разный формат джековых разъемов с 6,5 и 3,5 мм очень удобен и позволяет избавится от необходимости использовать переходники.
Индикация достаточно понятная, единственное, в режиме MUTE не отображается выбор режимов PCM/UPSAMPLE.
В режиме STANDBY устройство системой не видится, поэтому отключать prime во время воспроизведения не рекомендуется.
Технические измерения
Результаты в целом одинаковые с микроскопической разницей. Технически можно говорить о том, что по уровню искажений из ЦАП выжали практически все, что было возможно. Остается лишь вопрос в дальнейшем увеличении параметра сигнал/шум.
У обычной версии Dr.Dac 2 при работе от USB можно было наблюдать несколько меньший уровень джиттера, выраженный в подъеме шумовой полки. В стандартном тесте на синусе с частотой вчетверо меньше частоты дискретизации особой разницы нет.
Dr.Dac 2 DX Muses по USB в большей степени подвержен джиттеру, однако без психоакустической модели по слышимости джиттера можно лишь говорить о технической реализации. Тем, кто жаждет делать моддинг стоит обратить на это внимание. Тем, кто хочет выжать максимум из Dr.Dac 2 DX Muses путем использования отдельного конвертера USB-SPDIF стоит сперва убедится в низком уровне джиттера конвертера.
Работа драйвера Dr. DAC prime
Диагностика RMAA Dr. DAC prime
Device: Dr. DAC prime (usbaudio.sys)
Features: Device has not enough hardware 2D buffers Device has not enough hardware 3D buffers EAX 1.0: N/A EAX 2.0: N/A EAX 3.0: N/A EAX 4.0: N/A EAX 5.0: N/A
Rates: dwMinSecondarySampleRate 100 dwMaxSecondarySampleRate 200000
Free buffers stats: dwFreeHw3DAllBuffers 0 dwFreeHw3DStaticBuffers 0 dwFreeHw3DStreamingBuffers 0 dwFreeHwMixingAllBuffers 0 dwFreeHwMixingStaticBuffers 0 dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0
Max buffers stats: dwMaxHwMixingAllBuffers 0 dwMaxHwMixingStaticBuffers 0 dwMaxHwMixingStreamingBuffers 0 dwMaxHw3DAllBuffers 0 dwMaxHw3DStaticBuffers 0 dwMaxHw3DStreamingBuffers 0
Misc stats: dwFreeHwMemBytes 0 dwTotalHwMemBytes 0 dwMaxContigFreeHwMemBytes 0 dwUnlockTransferRateHwBuffers 0 dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Поддержки игр нет. Вероятность отсутствия звука в играх маловероятна, однако для получения максимального качества стоит использовать карты имеющие такую поддержку, за счет использования более качественных алгоритмов обработки звука. Тут лидеры карты линеек X-Fi и ASUS. Dr. DAC prime можно использовать с младшими картами X-Fi как внешний ЦАП по SPDIF.
Для профессиональных задач устройство не имеет поддержки ASIO, из-за чего воспроизведение и запись звука происходит с большей задержкой. Это важно лишь при игре вживую на инструментах. При работе в Ableton Live под MME интерфейсом проблем не было.
Audiotrak Dr.Dac2
Dr.Dac2 пришел на смену первой версии Dr.Dac и представляет собой универсальное устройство, которое может работать как звуковой интерфейс (через USB), внешний ЦАП, предварительный усилитель для усилителя мощности и как усилитель для наушников.
Первая версия устройства представляла собой сугубо внешний ЦАП с усилителем для наушников и питанием от аккумуляторов на топовом преобразователе от AKM4395 для портативного применения. В качестве альтернативы можно назвать аналогичное устройство от iBasso D1 на топовом преобразователе CS4398.
Вторая версия имеет внешнее питание и возможность подключения к компьютеру через USB для стационарного использования.
Как и рассмотренная ранее ProdigyHD2 Gold, Dr.Dac2 относится к высшему классу устройств, использующих один из топовых ЦАП-ов PCM1798 с качественными ОУ. Так как устройство не анонсировано для нашей страны, то стоит отметить и его стоимость — $299 плюс пересылка (до Москвы примерно $30~60).
Паспортные характеристики PCM1798:
- Поддержка форматов семплирования до 192 кГц
- КГИ+Шум: 0.0005 %
- Динамический разбег, Сигнал/шум: 123 дБ
После ЦАП используется схема Triple OPAMP (схемотехника такого решения предполагает получение более высокого качества) на трех ОУ NE5532 (как в Prodigy HD2). После схемы Triple OPAMP сигнал поступает на OPA2604AP, если выбран режим «наушники», или на OPA2134PA, если выбран линейный выход. Все эти ОУ можно менять без пайки. К слову, у Prodigy HD2/Gold можно менять ОУ только в схеме Triple OPAMP, а ОУ от усилителя на наушники —нет.
Устройство может работать и как обычный усилитель для наушников, либо предварительный усилитель, принимая сигнал через линейный вход. В цепи линейных входов используется стандартный JRC4580. Это единственный ОУ, который без пайки не меняется, что немного огорчает, так как при использовании Dr.Dac2 как предварительный усилитель в составе Hi-End комплекса в виде связующего звена между CD/SACD/DVD плеером и усилителем мощности —этот ОУ формально станет узким местом.
Драйвер
Драйвер — стандартный для USB-устройств, каких-то дополнений или особенностей нет.
В отличие от внутренних карт с быстрой буферизацией звукового потока при воспроизведении иногда заметно некоторую задержку, например, при переключении треков в Foobar2000 происходит небольшая заминка.
Автомат опорной частоты работает корректно, выбранная частота подсвечивается зеленым светодиодом.
В эксплуатации
Во время работы Dr.Dac2 ощутимо нагревается, и желательно располагать его в хорошо вентилируемом месте.
Отдельно хочется отметить удобство переключения АС/Наушники через тумблер и то, что регулировка громкости возможна как для наушников, так и для линейного выхода.
При подключении Dr.Dac2 по коаксиалу или оптике устройство исправно работает на максимальной частоте дискретизации 192 кГц, но при подключении по USB — только до 96 кГц и при воспроизведении форматов с более высокой частотой дискретизаций переключается в режим 44,1 кГц.
Диагностика RMAA
Device: Dr.Dac2 USB AUDIO (usbaudio.sys) Features: Device has not enough hardware 2D buffers Device has not enough hardware 3D buffers EAX 1.0: N/A EAX 2.0: N/A EAX 3.0: N/A EAX 4.0: N/A EAX 5.0: N/A Rates: dwMinSecondarySampleRate 100 dwMaxSecondarySampleRate 200000 | Free buffers stats: dwFreeHw3DAllBuffers 0 dwFreeHw3DStaticBuffers 0 dwFreeHw3DStreamingBuffers 0 dwFreeHwMixingAllBuffers 0 dwFreeHwMixingStaticBuffers 0 dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0 Max buffers stats: dwMaxHwMixingAllBuffers 0 dwMaxHwMixingStaticBuffers 0 dwMaxHwMixingStreamingBuffers 0 dwMaxHw3DAllBuffers 0 dwMaxHw3DStaticBuffers 0 dwMaxHw3DStreamingBuffers 0 Misc stats: dwFreeHwMemBytes 0 dwTotalHwMemBytes 0 dwMaxContigFreeHwMemBytes 0 dwUnlockTransferRateHwBuffers 0 dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0 |
Поддержки игр нет. Это значит, что в играх может отсутствовать звук, либо выпадать отдельные семплы. Обработка звука будет на посредственном уровне, если разработчики по умолчанию перекладывают обработку звука на звуковую карту вроде X-Fi или Audigy 2. На сегодняшний день передовые алгоритмы обработки звука используют X-Fi. Преимущества у X-Fi не будет только в тех играх, где обработкой звука будет заниматься исключительно движок игры, не используя возможностей драйвера звуковой карты. Если хочется получить максимум от всего, можно взять младшую X-Fi XtremeMusic или XtremeGamer, и использовать Dr.Dac2 как внешний ЦАП. В связке с XtremeMusic проблем не наблюдалось, Dr.Dac2 стабильно работал на частотах семплирования 48 кГц и 96 кГц (X-Fi в игровом режиме может выдавать сигнал по SPDIF только в 48 и 96 кГц).
Гораздо больший запас по мощности у Dr.Dac2 дал более эффектное воспроизведение спецэффектов, в сравнении с подключенными наушниками напрямую в X-Fi XtremeMusic.
В профессиональном. применении устройство не имеет поддержки ASIO, что, в свою очередь, приводит к большей задержке сигнал при воспроизведении. Если работа в секвенсоре состоит из регулировки параметров мышкой, и составлении трека из кубиков/лупов, то преимущество поддержки ASIO у профессиональных продуктов не будет очевидным. Поддержка ASIO нужна, в первую очередь, при работе вживую с внешним инструментом.
При работе в Ableton Live под MME интерфейсом проблем не было.
Объективные замеры
Согласно измерениям через E-MU1616m, искажения на выходе при использовании трех NE 5532 составили 0,0009%. Уровень искажений в зависимости от условий замеров (питания в сети, положения уровня громкости, наводок от внешних приборов) может изменяться в небольших пределах. Во время измерений с заменой ОУ искажения получились равными 0,0010%
комбинация с наилучшим качеством
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | E-MU1616m SPDIF Оптический выход>> Dr.Dac2 RCA линейный выход >> E-MU1616m Line 2R/2L (второй линейный вход) |
Режим работы | 24 бит, 44 кГц |
Тест | 3NE5532 | NE5532 + 2LM4562 | LM4562 + 2NE5532 | 3 LM4562 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0,02, -0,14 | +0,02, -0.14 | +0,02, -0,14 | +0,02, -0,14 |
Уровень шума, дБ (А): | -114,5 | -113,7 | -114,4 | -114,6 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 113,6 | 113,3 | 113,5 | 113,7 |
Гармонические искажения, %: | 0,0010 | 0,0009 | 0,0006 | 0,0005 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0,0014 | 0,0013 | 0,0012 | 0,0011 |
Замена более качественными ОУ LM4562 позволила достичь 0,0005% (такое же значение у ЦАП по паспорту), при этом важно отметить, что речи о кардинальном изменении искажений не идет — характер искажений остался прежним, просто искажения второй и третьей гармоник стали несколько ниже. Для тех, кто заинтересован выжать максимум из ЦАП — стоимость одного ОУ LM4562 составляет 190 руб. С учетом стоимости Dr.Dac2, сумма для апгрейда незначительная, а полученный результат — «выжато из ЦАП по максимуму».
Для фиксации изменений от ОУ в объективных тестах необходимо располагать высококачественным интерфейсом, как минимум E-MU серии «m». Например, замеры Prodigy HD2/HD2 Gold в собственном loop не дают толка из-за АЦП более низкого класса. И даже у E-MU «m» класс АЦП лишь сопоставим с классом ЦАП Dr.Dac2, и результат все равно получается немного заниженным.
Подробный отчет
Выход на наушники
Выхода на наушники два, различаются разной максимальной выходной мощностью. По качеству звучания различия не удалось обнаружить, ни субъективно, ни в объективных тестах.
Сравнение спектра для 1 В на различных нагрузках
Согласно замерам, искажения мало зависят от нагрузки, лишь ниже 33 Ом можно наблюдать небольшой рост второй и третьей гармоники. Гармоники высших порядков отсутствуют, это отличный результат, так как выше 1 В обычно требуется лишь малочувствительным наушникам. И даже на более высокой выходной мощности искажения умеренные.
Уровень выходной мощности значительно выше, нежели чем у популярных звуковых карт. Для примера, у E-MU1616m и Audiotrak HD2 Gold максимальная выходная мощность примерно 60 мВт, однако максимальные значения получаются только в определенном диапазоне нагрузок, в целом значения ниже. У Dr.Dac2 в диапазоне нагрузок (от 16 до 460 Ом) мощность превышает 100 мВт на канал. В районе 50 Ом мощность достигает 1 Вт.
До 50 Ом мощность определялась только до уровня роста искажений, а на больших нагрузках регулятор громкости был в положении max, и в этом положении резкого роста искажений не наблюдалось.
Второй немаловажной особенностью является очень низкое выходное сопротивление, для низкоомного и высокоомного режима оно близко к 0 Ом. Для сравнения, у E-MU1616m 22-28 Ом, у HD2 Gold в высокоомном режиме примерно 50 Ом, у X-Fi XtremeMusic 61 Ом. К сожалению, точные данные невозможно получить без сверхточного оборудования, и полученные данные имеют довольно значительную погрешность, позволяющую судить лишь о примерном значении.
Низкое выходное сопротивление благотворно скажется на артикуляции низких частот, например, у X-Fi выход на наушники больное место — на низкоомных наушниках может прослушиваться «гудеж» на низких частотах. С другой стороны, высокое выходное сопротивление может благотворно сказаться на качестве средних и высоких частот, так как усилитель меньше зависит от дрейфа параметров во время работы у наушников. Впрочем, наушники высокого класса, как правило, отличаются именно стабильностью своих характеристик.
Подробный отчет выход 1 Подробный отчет выход 2
Предварительный усилитель
Тесты показали, что Dr.Dac2 практически не добавляет искажений, разница между спектрами искажений в собственном Loop у E-MU1616m и с Dr.Dac2 исчезающее мала (белый и зеленый спектры). Единственное, на спектре можно видеть чуть большие шумы из-за незначительной земляной петли. Чтобы это не отвлекало, спектр шума дополнительно показан голубым спектром.
Тест | E-MU Unbalance Loop (Out line 2 >> In line 2) | E-MU Out line 2 >> Dr.Dac2 >> E-MU in line 2 | E-MU >> E-MU Out SPDIF >> Dr.Dac2 >> E-MU In line 2 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0,02, -0,12 | +0,02, -0,09 | +0,02, -0,14 |
Уровень шума, дБ (А): | -117,2 | -114,1 | -114,3 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 117,1 | 114,1 | 113,8 |
Гармонические искажения, %: | 0,0008 | 0,0008 | 0,0005 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0,0013 | 0,0018 | 0,0011 |
При этом можно видеть, что при включении Dr.Dac2 через SPDIF, уровень искажений снижается. В данных замерах в схеме Triple Oamps использовались три LM4562, возможно, если бы подобная схема была реализована в E-MU1616m — то вторая и третья гармоники тоже были бы ниже. При этом в спектре у E-MU1616m гармоник высших порядков чуть меньше.
Субъективное прослушивание
Линейный выход — Dr.Dac2 vs E-MU1616m vs Prodigy HD2 Gold
E-MU1616m является многоканальной профессиональной картой и по звучанию аналогична E-MU1212m, у которой входных и выходных каналов меньше. Поэтому результат E-MU1616m будет аналогичен результату E-MU1212m.
Несмотря на высокое качество конвертеров у E-MU1212m, карта очень неудобна в управлении и получила множество нареканий среди аудиофилов при эксплуатации. Однако цена карты относительно низкая, и это поддерживает ее популярность.
В России продается Prodigy HD2 с несколько упрощенной обвязкой ЦАП, и Prodigy HD2 может показать себя чуть хуже, нежели HD2 Gold. Тем не менее, HD2 можно проапгрейдить до Gold версии заменой ОУ без пайки.
Во всех устройствах используются топовые модели ЦАП от разных производителей, это CS4398 от Cirrius Logic, AK4396 от AKM Semiconductor и PCM1798 от Burr Brown.
Тракт, условия прослушивания
Переключение между звуковыми картами осуществлялось через роутер на пассивных элементах — галетных переключателях.
В качестве усилителей использовались: профессиональный усилитель Sakevich SK1200 Studio3, работающий в классе A ($900), ресивер топ класса Pioneer VST AX5i ($1500) в режиме Direct через вход multicanal (в обход DSP) и лабораторный усилитель на базе LM3886. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твитер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на качество = цену стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом.
Из особенностей звучания Dr.Dac2 можно сказать только то, что качество на высоком уровне, отлично передается реверберация, атака, панорама, слышно все детали.
При всем желании, уловить четкую разницу между тестируемыми устройствами не удалось. Это свидетельствует о том, все устройства максимально полно раскрывают свой потенциал.
Стоит ли считать, что разницы нет? При мгновенном переключении нельзя учесть эффект усталости от чуть большего количества искажений. В то же время при долговременном прослушивании факторов, влияющих на субъективное восприятие звука, гораздо больше, и влияние этой разницы искажений от ЦАП намного меньше, что сводит на нет достоверность тестов с долговременным прослушиванием.
Таким образом, более высокую цену устройство, не имеющее явных отличий в звучании в слепом тесте и с разумным пояснением улучшения схемотехники, не стоит рассматривать как неоправданно завышенную. Правильнее рассматривать как некую гарантию запаса по качеству, пусть и с избытком. К большому сожалению, к редким устройствам можно увидеть вменяемые пояснения их превосходства над более дешевыми аналогами других производителей.
Тем, кому нужен максимально качественный источник, стоит обратить внимание именно на Dr.Dac2, так как есть возможность замены ОУ, и тем самым можно подобрать звучание «под себя». Даже если и все улучшения от замены ОУ произойдут на уровне самовнушения — главное, чтобы звук принес долгожданное удовлетворение.
Усилитель для наушников — Dr.Dac2 vs E-MU1616m vs Prodigy HD2 Gold
Для теста использовались популярные высокоомные аудиофильские Sennheiser HD650 и низкоомные изодинамические профессиональные Fostex T50RP. Дополнительно в качестве низкоомных использовались Technics RP-F880, так как специфика T50RP как изодинамических наушников с малым отклонением импеданса может дать несколько иной результат, нежели с другими динамическими наушниками с малым сопротивлением.
Sennheiser HD650 | Fostex T50RP | Technics RP-F880 |
Импеданс и ФЧХ (нажмите на график для увеличения) |
Все устройства работали синхронно, по SPDIF сигнал с HD2 Gold подавался на E-MU1616m, далее, с SPDIF выхода E-MU1616m на Dr.Dac2. Со всех усилителей сигнал поступал на роутер, сделанный на галетном переключателе. Это позволило мгновенно переключать источник и для воспроизведения звукового контента использовать один плеер или секвенсор.
О «начинке» выходов усилителей на наушники — у Dr.Dac2 OPA 2604, у E-MU1616m JRC 2114, у HD2 Gold JRC4580. Это приблизительный ориентир, так как многое зависит от конкретной реализации.
Безусловный лидер — это Dr.Dac2. Звучание превосходное, с высокой детализацией. Нет слышимых искажений даже с низкочувствительными Fostex T50RP, что обеспечивает высокий комфорт при длительном прослушивании.
E-MU1616m уступает в выходной мощности и немного уступает в качестве на низкоомных наушниках по сравнению с Dr.Dac2.
HD2 Gold превосходит E-MU1616m по выходной мощности, но уступает в качестве. Разница незначительна.
Стоит ли гнаться за высокой выходной мощностью усилителя для наушников? При прослушивании громких записей на чувствительных наушниках мощный усилитель, скорее всего не потребуется. Запас на воспроизведение пиков без искажений пригодится в отдельных случаях. Это может быть классическая запись с большой динамикой или звукозапись музыки неэлектронных стилей.
При прослушивании музыки «громче», слух довольно быстро адаптируется к увеличению громкости, и при последовательном увеличении громкости субъективно сложно сказать, что «уже все, громче делать не нужно». О становится ясна при достижении болевого порога — если повезет, то ухо поболит пару недель и вернется в норму.
Среди аудиофилов считается модным прослушивание записей с большим динамическим диапазоном и желание прослушивать эти треки на максимальной громкости в 120 дБ и выше — до рева реактивного двигателя вблизи. Динамический диапазон — это разница между максимально тихим и максимально громким участками. Если громкость по треку изменяется плавно — то эффекта «большого динамического диапазона» не будет из-за адаптации к плавному изменению громкости (аналогично со зрением с адаптацией к яркому или тусклому освещению), а если в треке будут сильные перепады по громкости, то это будет схоже со слепящим эффектом световой гранаты посреди ночи. Не стоит стремиться к крайностям, тем более что разрекламированные диски с «супер записями» часто на проверку оказываются не настолько хорошими.
Наибольшая оправданность мощного усилителя для наушников проявляется при просмотрах в фильмах «боевиках», где есть короткие и громкие сцены с взрывами, перестрелками и т.п. при достаточно умеренной громкости диалогов в остальной части фильма. Например, в Hitman только с Dr.Dac2 можно «насладится» перестрелкой, в то время как с E-MU1616m возникает ощущение потери драйва из-за негромких взрывов.
Выводы
Dr.Dac2 представляет собой устройство 3 в 1 и является очень качественным решением. Обычно при «дотошном» тестировании в любом устройстве обнаруживаются недостатки, однако Dr.Dac2 уверенно прошел все тесты без каких-либо значимых замечаний. Можно лишь высказать пожелание в развитии продукта в виде появления поддержки ASIO и игрового 3D звука, однако это, несомненно, повлияет как на позиционирование продукта, так и на стоимость.
Подведем итоги, в работе как внешний ЦАП звучание с аналогового выхода на очень высоком уровне и не уступает профессиональному интерфейсу E-MU1616m, как предварительный усилитель не искажает сигнал, а выходы на наушники заслуживает наивысшую оценку. При этом Dr.Dac2 обеспечивает удобное переключение между мониторами и наушниками с удобной регулировкой громкости. Для аудиофилов, бесконечно стремящихся к улучшению качества звучания, есть весомый плюс — возможность замены ОУ без пайки.
По итогам тестирования, стоимость устройства не кажется высокой, а даже наоборот.
Звучание — субъективные впечатления Dr. DAC prime
Тракт с акустическими системами и Dr. DAC prime
В качестве усилителя использовался лабораторный усилитель на базе LM3886. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твитер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на качество = цену стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом.
Звучание можно охарактеризовать как очень качественное. Хочется отметить, что у устройств подобного класса независимо от их стоимости, разница в качестве звучания мало варьируется и выбор того или иного ЦАП — это погоня за оттенком звучания, а также эксклюзивом/престижем. Так же более критично качество усилителя и АС для поиска разницы между источниками звука.
Наибольший интерес представляет разница звучания в режиме Bypass и Upsample. Разница не кардинальна, но она есть и хорошо прослушивается. В режиме Upsample изменяется передача атаки. Струнные, клавишные звучат менее акцентировано. В электронной музыке заметно меняется детальность и разборчивость высоких частот. Фактически режим upsample — это режим спокойного, не агрессивного звучания. Можен быть полезен при прослушивании записей с «песочными верхами» — повышенным уровнем искажений на ВЧ, который режим upsample сгладит.
Звучание наушников с Dr. DAC prime
Формально наушники можно было выбрать любые, представленные на нашем рынке. Выбор наушников — это довольно популярные узнаваемые модели с разным уровнем чувствительности и сопротивления. Для Dr. DAC prime использовались:
- Sennheiser HD650 — аудиофильские наушники, которые можно считать стандартно классическими.
- Fostex T50-RP — изодинамические наушники довольно требовательные к усилителю за счет низкой чувствительности.
- AKG 272 Studio — студийные наушники с нейтральным звучанием, низкий импеданс, средняя чувствительность.
- C.E.C. 53HP — наушники с низким уровнем импеданса и высокой чувствительностью.
Усилитель для наушников дает высокий уровень запаса по громкости. К качеству никаких претензий не возникло. Искажений нет ни с высокоомными, ни с низкоомным наушниками. Также можно отметить и отсутствие какого либо окраса звучания. Любителям «интересного», «душевного» и «захватывающего» звука возможно звучание усилителя не понравится, это будет зависеть от пристрастий к звучанию и имеющихся наушников в пару к prime.
Выводы об Dr. DAC prime
Dr. DAC prime довольно удачное устройство с качественным звучанием, а так же аудиофильскими возможностями — заменой ОУ и отдельным режимом апсемплинга. Удобные коммутационные возможности. В отличии от прошлой версии Dr. DAC2 вырос функционал, появился дополнительно АЦП и цифровой вход. Качество работы АЦП вызывает нарекания, но для потребителей такого устройства скорее всего значения иметь не будет. Усилитель для наушников достаточно мощный с нейтральным звучанием.
Автор: 13 Января 2010