Кассетный ренессанс: сколько будет стоить современная дека?

2019 год стал, как ни странно, возрождением кассетной аудиофилии. И об этом говорят не только возросшие продажи, но и вообще интерес людей к этой теме.

Лонгрид: продажи аудиокассет растут. Что происходит?

Илья Кичаев

4 Март 2019

Возможно, я каким-то образом организовал вокруг себя инфополе, что оно мне постоянно такое: «Смотри, аудиокассеты! А вот ещё тема, касающаяся аудиокассет! Круто! Ренессанс!»

Вероятно, дело во мне. Но есть небольшая возможность, что всё-таки кассеты снова стали интересны людям. Возможно, дело в ностальгии. А возможно, дело в их реально крутом звучании, что я никак не могу подтвердить или опровергнуть, поскольку нет в моём наличии хороших дек.

Уже несколько месяцев я, кстати, думаю, как бы найти один из крутых кассетных проигрывателей и насладиться или же, наоборот, ужаснуться звуку. И тут в моё инфополе в разных источниках попадает текст, где собраны семь современных аудиодек.

PylePro PT649D

Самый дешёвый вариант. Выглядит серьёзно, купить в России нельзя. На eBay есть варик за 7 тысяч рублей. А в исходном тексте, на который я натолкнулся некоторое время назад, называется сумма в $72.

Почему-то его назвали самым дешёвым, однако сайт производителя предлагает в США купить за $214. И это далеко не бюджетное решение.

За эти деньги покупатель получит двухкассетную стереодеку, способную воспроизводить звуки в частотах от 40 Гц до 14 кГц. Мда, не густо!

Кстати, за $272 вы получите усовершенствованный вариант этой деки, именуемый PT659DU. Характеристики тут не указаны, но зато есть возможность подключения деки к компьютеру через USB для оцифровки записей в mp3 и просто потрясающая промофотография, где дизайнер продемонстрировал мастерскую работу с перспективой, пропорциями и светом:

использованная литература

  1. ^ абc
    «Кассета Филлипса по всему миру: отчет Billboard».
    Рекламный щит
    (28-страничное приложение) (Том 79, № 14 изд.). Nielsen Business Media, Inc. 1967-04-08. С. 1–28.
  2. Повар, Диана; Мортон, Дэвид. «Картриджи RCA: 1958 — 1964». История магнитной аудиокассеты
    . Диана Кук. Получено 25 октября 2016.
  3. Траур и празднование 50-летия компакт-кассеты В архиве 2013-10-09 в Wayback Machine — SoundBlog, 23 марта 2013 г. Проверено 25 августа 2013 г.
  4. Перемотать. К своему 50-летию кассета все еще катится. Журнал Time, 12 августа 2013 г., стр. 56-57
  5. Хинман, Дуг; Брабазон, Брабазон (1994). «Кассеты: 1963 — настоящее время». История магнитной аудиокассеты
    . Диана Кук. Получено 25 октября 2016. Кассеты изначально презирались аудиокритиками как технология очень низкого уровня … очень низкий воспринимаемый потенциал воспроизведения звука
  6. Адвент кассетные деки В архиве 25 июня 2009 г. Wayback Machine
  7. Зигенталер, Марсель. «Памяти: Вилли Студер» (PDF). Журнал Общества звукорежиссеров
    .
    55
    (5): 435.
  8. ван Амеронген, Работа (2005). «Глава 12: Роль органов управления в мехатронике». В Епископе, Роберт Х. (ред.). Мехатроника: введение
    . CRC Press. п. 12.1. ISBN 978-1-4200-3724-1 .
  9. США 3347996 A, Годжи Учикоши, «Система управления магнитным записывающим устройством», опубликовано 17 октября 1967 г. «За счет обеспечения логической схемы в цепи управления для магнитного записывающего устройства, даже когда клавиши клавиатуры приводятся в действие в любой желаемой последовательности, магнитный регистратор и связанные с ним устройства могут быстро и точно управляться, не вызывая каких-либо повреждений на нем. . «
  10. Хирш, Джулиан (Май 1979 г.). Кассетная дека Eumig ‘CCD’ (PDF). Популярная электроника
    . стр. 39–44. Получено 18 декабря 2022. Управление транспортом полностью логически управляется соленоидами. Можно коснуться любой кнопки управления транспортировкой, когда машина работает в любом режиме, без риска повреждения ленты или деки. Даже кнопка дверцы кассетного отсека может быть задействована во время движения ленты.
  11. Такахата, Масато; и другие. (1991). «Кассетно-дека с логическим управлением» ДК-76″» (PDF). Технический журнал FUJITSU TEN
    (4): 52–60. Получено 2017-12-12.
  12. Хирш, Джулиан (Май 1979 г.). «Кассетная дека Aiwa Model AD-6900» (PDF). Популярная электроника
    . стр. 28–31. Получено 18 декабря 2022. При срабатывании соленоидов раздался легкий «лязг», но сами кнопки почти не требовали нажатия, а логика управления оказалась столь же надежной, как заявлено.
  13. «Стереокассетные деки JVC» (PDF). Компания Виктор из Японии. 1982 г.. Получено 2017-12-13. Доступны следующие удобства: * Прямая смена режима … * Легкая сенсорная кнопка … * Запись врезкой … * Дистанционное управление …
  14. Такай, Кадзуки (1 февраля 1985). «Сверхкомпактный кассетный механизм с полной логикой». Технический документ SAE 850024
    . Серия технических статей SAE.
    1
    : 20. Дои:10.4271/850024. Получено 2017-12-13.
  15. fonoforum.de 8/1991, Testreport Dolby-S-Kassettendeck В архиве 2020-04-12 в Wayback Machine (Немецкий; PDF, 2 МБ)
  16. «Качество записанной кассеты?». AudioKarma.org
    (Форум). 2005-09-05.
  17. Сазерленд, Сэм (26 сентября 1981). «Требуется лучшее качество кассет». Рекламный щит
    .
    93
    (38): 3, 6. Получено 4 июн 2013.
  18. Схема и описание ДНЛ В архиве 5 ноября 2008 г. Wayback Machine URL просмотрен 25 августа 2006 г.
  19. «Эти 10 характеристик автомобиля погибли навсегда». Вождение. 2019-02-03. Отсутствует или пусто | url = (Помогите)

ION Audio TAPE 2 PC

А вот действительно самая дешёвая. Купить в США можно за 120 баксов. На eBay можно найти образцы и за 50 с небольшим долларов.

Эта штука также умеет подключаться к компьютеру. С помощью этой функции можно оцифровывать аналоговые записи. Также производитель обещает, что дека воспроизведёт частоты от 40 до 15 000 Гц, а уровень детонации составляет ±0,2 %. Кстати, дизайн этой деки — полная копия PylePro PT649D. Цвет только другой:

Лучшие кассетные деки, выпущенных в СССР

Полный промышленный цикл почти любого изделия в СССР стал уже притчей во языцех – и одним из интереснейших примеров такого инженерного искусства станут кассетные деки. Наша ода аналоговой записи продолжается – давайте оглянемся назад и выделим наиболее качественные образцы такой аппаратуры, выпускавшиеся до 1991 года. В нашей новой подборке собрана десятка стационарных кассетных магнитофонов первого и высшего класса техники или малосерийных изделий. Ряд этих дек сейчас можно найти в продаже за весьма скромные деньги, а их саунд явно порадует вас.

Вега МП-120-стерео

Эта модель выпускалась с 1987 года на Бердском ПО «Вега». Управление декой – псевдосенсорное, счетчик ленты – электронный, шумоподавление – компандерное. «Вега МП-120-стерео» имела автостоп и допускала программирование для воспроизведения отдельных песен. Головка – сендастовая, двигателей – три; АЧХ деки была заявлена в пределах от 31,5 до 16 000 Гц, соотношение «сигнал/шум» – 56 дБ. Весил магнитофон 7,5 кг; его розничная цена была установлена в 500 рублей.

Маяк-120-стерео

Любимец советских аудиофилов и меломанов – «Маяк-120-стерео», релиз одноименного Киевского завода. Аппарат поддерживал ленты Fe, Cr и FeCr, комплектовался системой шумоподавления, имел электронно-логическое управление, индикацию пиковых уровней сигнала, стрелочные индикаторы уровня и модуль автостопа. Сендастовая головка и качественный ЛМП гарантировали АЧХ 31,5 – 18 000 Гц при коэффициенте детонации в 0,15%. Весил аппарат 8,9 кг.


Яуза МП-221С

«Яуза МП-221С» выпускался с 1987 года – несмотря на скромные габариты и небольшой вес (всего 4,5 кг), кассетник получился исключительно удачным. Московский ЭМЗ N1 свое дело знал исключительно хорошо – аппарат работал с тремя типами лент, допускал регулировку подмагничивания, использовал электронно-логическую систему управления и аж два шумоподавителя (компандерный и динамический). ЛМП с двумя двигателями, сендастовая головка, АЧХ от 31,5 до 16 000 Гц, коэффициент детонации – 0,19%.


Рапри-102С

«Рапри-102С» начал производиться в 1988 году московским (аналогичная дека выпускалась и в 1987 году под маркой «Рапри МП-202С»). За 455 рублей предлагалась система с сендастовой головкой, электролюминесцентной индикацией уровня и возможностью регулировки тока подмагничивания. Эргономика, опять же, не подкачала – «Рапри-102С» допускала поиск по фрагментам. Двухмоторное устройство обеспечивало АЧХ от 30 до 16 000 Гц при коэффициенте детонации в 0,15 %. Весил «аналоговый инструмент» 7 кг.


Романтика-221-стерео

Продукт Харьковского приборостроительного завода имени Шевченко, апгрейд известного кассетника «Романтика-220-стерео», получивший возможность работы с тремя типами лент. Солидная трехмоторная конструкция, автостоп, сендастовая головка и даже электронный счетчик ленты – для 1987 года аппарат был отлично «упакован». Последние штрихи – квазисенсорное управление, а также впечатляющие ТТХ (АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц). Учитывая цену в 383 рубля, покупка казалось очень выгодной, вот только в продаже эту «Романтику» было не найти – выпуск ограничили опытной серией.


Орель-101-1-стерео

Этот кассетник выпускался с 1985 года на Днепровском машиностроительном были компандерное шумоподавление и электронно-логическое управление. Не забыт и автостоп, а также – люминесцентный индикатор уровня. Двухмоторная дека гарантировала АЧХ от 31,5 до 16 000 Гц, её гармонические искажения не превышали 2,5%, а соотношение «сигнал/шум» достигало 65 дБ (с шумоподавлением). Весил магнитофон 7,9 кг; его розничная цена составляла 520 рублей.


Вильма-104-стерео

Кассетные деки под брендом «Вильма» (Вильнюсский ПСЗ «Вильма») были хорошо известны аудиофилами в восьмидесятые годы ХХ века. И, надо сказать, ценить устройства было за что – скажем, «Вильма-104-стерео», выпускавшаяся с 1986 года, отрабатывала каждый вложенный в нее рубль (а ритейл на деку составлял 550 рублей). Три типа ленты? Пожалуйста. Сендастовая головка? Конечно же. Квазисенсорное управление и автостоп с обесточиванием? Тоже имеются. Дека гарантировала АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц, щеголяла соотношением «сигнал/шум» в 62 дБ (с шумоподавлением) и весила солидные 10,8 кг.


Орбита МП-102-стерео

Похожий на танк кассетник, выпускавшийся на Ростовском с 1985 года, снискал настоящую славу. Шумоподавление «Орбиты МП-102-стерео» было чрезвычайно эффективным, а контроль устройства через электронно-логическое управление, светодиодные индикаторы уровня и цифровой счетчик ленты был весьма удобным. «Орбита МП-102-стерео» работала с тремя типами лент и использовала сендастовую магнитную головку. АЧХ лежала в пределах от 31,5 до 18 000 Гц.


Вильма-001-стерео

Тяжелая артиллерия. Прайс на «Вильма-001-стерео» зашкаливал (1 350 рублей), однако, игра стоила свеч – релиз одноименного Вильнюсского приборостроительного завода для 1982 года получился исключительно удачным. Это был первый советский кассетный магнитофон высшего класса – в системе использован зарубежный открытый лентопротяжный механизм, применены три двигателя с кварцевой стабилизацией. Тракт – закрытый с парой ведущих тонвалов. Три импортные головки, эргономичные индикаторы уровня – в общем, полный джентельменский набор перед вами.


Маяк-010-стерео

Самый дорогой советский кассетный магнитофон, «Маяк-010-стерео» в 1983 году стоил невероятные 1 900 рублей. Детище одноименного Киевского завода обладало целой россыпью функций: от электронного счетчика ленты и автостопа – до компандерного шумоподавления. Возможностей по микшированию и редактированию записей тут было просто море – а, учитывая развернутую индикацию уровня средних и пиковых уровней записи, автоматическую подстройку подмагничивания, кварцевую стабилизацию скорости и комплектный беспроводной пульт ДУ, работа с «Маяк-010-стерео» казалась на удивление простой и элегантной. Дека получила шильдик «высший класс техники», оснащалась тремя головками, имела закрытый тракт и гарантировала АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц. Весил аппарат 10 кг; тираж устройства составил примерно тысячу экземпляров.


Самый дорогой советский кассетный магнитофон, «Маяк-010-стерео» в 1983 году стоил невероятные 1 900 рублей. Детище одноименного Киевского завода обладало целой россыпью функций: от электронного счетчика ленты и автостопа – до компандерного шумоподавления. Возможностей по микшированию и редактированию записей тут было просто море – а, учитывая развернутую индикацию уровня средних и пиковых уровней записи, автоматическую подстройку подмагничивания, кварцевую стабилизацию скорости и комплектный беспроводной пульт ДУ, работа с «Маяк-010-стерео» казалась на удивление простой и элегантной. Дека получила шильдик «высший класс техники», оснащалась тремя головками, имела закрытый тракт и гарантировала АЧХ от 31,5 до 18 000 Гц. Весил аппарат 10 кг; тираж устройства составил примерно тысячу экземпляров.

Marantz Professional PMD-300CP

«Маранцы» — моя профессиональная слабость. Когда я работал на радио, там были диктофоны этой марки. Это были огроменные рекордеры размером с довольно увесистую книгу!

Конечно, Marantz выпускала не только рекордеры, но и усилители, проигрыватели с различных физических носителей. Кассетная дека PMD-300CP в их числе. И тут функционал устройства расширен АЦП и USB-портом. Ничего особенного для 2022 века.

Характеристики аналогичны PylePro PT649D и ION Audio TAPE 2 PC. Дизайн тоже:

Конечно, дело в моём опыте, но я бы приобрёл именно эту деку. Благо стоит не так дорого — $190. Но вообще пользователи очень сильно ругают эту деку, отмечая медленную перемотку, тугие кнопки и абсолютно небережное отношение к ленте кассеты.

Преимущества перед компактными дисками

Диск – более новое изобретение, по сравнению с ленточкой в пластмассовом корпусе. Поэтому естественно, что у него больше преимуществ, среди которых можно назвать размер, универсальность и идеально чистое звучание.

Но это превосходство не абсолютное. Ведь есть что-то особенное в шуме от перематывания пленки, в скрипе ракорды и щелчке стопа, который извещает о конце альбома.

Компакт-диск можно вставить в любой дисковод, но звук не будет отличаться от треков с Интернета. Именно атмосфера и воспоминания о прошлом приравнивают кассеты к виниловым пластинкам в граммофоне.

Современные производители техники подыгрывают новой моде. Они выпускают деки, делая их дизайн более стильным: меньше пластмассы, больше алюминия и толстого стекла, которое открывает внутренности аппарата. Есть также интересные модели с выдвигаемой панелью управления и варианты с радио.

Teac AD-850

Говорят, самые крутые деки однокассетные. И эта именно такая. Правда, есть одна небольшая сложность… АЧХ этой деки — 50–12 000 Гц. Звона и яркости не ждите от этого проигрывателя.

Да и, судя по отзывам, металл коробки не очень толстый, из самой кассетной деки воняет как с самого паршивого китайского завода дешёвого пластика, а оцифровка по USB-входу идёт в формате mp3 в качестве 128–320 кбит/с. Не комильфо!

В России купить такой можно. Цена примерно 40 тысяч рублей. Не дёшево совсем. На eBay можно купить некоторые экземпляры за 19 тысяч, а некоторые — за 30 тысяч рублей.

Радует, что есть CD-проигрыватель. И там уже нормальная АЧХ.

Обслуживание

Кассетное оборудование требует регулярного обслуживания, поскольку кассетная лента представляет собой магнитный носитель, который физически контактирует с головка ленты и другие металлические части механизма записывающего / проигрывателя. Без такого обслуживания пострадает высокочастотная характеристика кассетного оборудования.

Одна проблема возникает, когда частицы оксида железа (или подобные) с самой ленты застревают в головке воспроизведения. В результате ленточные головки необходимо периодически чистить для удаления таких частиц. Металл шпиль резиновый прижимной ролик может покрыться этими частицами, что приведет к менее точному натягиванию ленты на голову; это, в свою очередь, приводит к смещению ленты по азимуту головы, создавая заметно нечеткие высокие тона, как если бы сама головка была не совмещена. Изопропиловый спирт и денатурированный спирт обе подходят для чистки головок.

Головки и другие металлические компоненты на пути ленты (например, шпиндели и кабестаны) могут намагничиваться при использовании и требовать размагничивания (см. Кассетный размагничиватель).

Toshiba Aurex TY-AK1

При рекламе этой штуки используют полузабытое слово «бумбокс». Тут и кассетная дека, и встроенные в корпус динамики. Ещё можно слушать радио и CD-диски.

Говорят, в Aurex TY-AK1 реализована какая-то волшебная технология, улучшающая качество записи кассеты до аналогичного Hi-Res. Верится в это с трудом. Как и в магические особенности устройств «всё-в-одном».

Но стоит подчеркнуть, что из всей подборки эта дека — самая новая. Её показали только в 2022 году. В Японии её можно купить за 29 тысяч йен, что чуть больше 18 тысяч рублей. В России её официально не купить, но я нашёл одного перекупщика, готового вам продать эту деку за 25 тысяч рублей.

Что слушать?

Чистые кассеты до сих пор производятся (Maxell, TDK, 3M плюс малоизвестные азиатские бренды), заказать их можно в интернет-магазинах, в том числе и российских. Если вы всерьез собираетесь перевести свою коллекцию CD или винила в ретро-формат, лучше попытаться найти более качественные «хромовые» кассеты Type II (обычно маркировка High BIAS Cr или похожая) или, если совсем повезет, Type III или IV (маркировка FeCr или Metal соответственно). Но, скорее всего, вы захотите приобрести «фирменные» записи — и тут уж Amazon вам в помощь, от новейшего альбома Slayer до классики нью-вейва The Cars. Плюс стоит порыться на популярных у начинающих и независимых музыкантов сайтах вроде Bandcamp — новые релизы там часто предлагают не только в цифровом формате, но и на виниле и кассетах. Неоценимым источником могут стать и благотворительные базары в Европе, и (для любителей музыкальной экзотики) обычные лавки где-нибудь в Турции и Египте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]