Тест системы с компонентами Naim Audio NAP 250 DR, NAC 202, NDX 2 и HiCap DR: готовность к критике

Получив изрядную долю опыта и впечатлений от Большого Путешествия, продолжим бороздить просторы вселенной «черных коробочек». Конечно, вариативность коммутации компонентов Naim очень обширна и, как правило, в бытовых условиях диктуется стоимостью компонентов. Сегодня и мы решили подчиниться иерархии цен, собрав очень позитивный (несмотря на цвет) сетап: усилитель мощности Naim NAP 250 DR, предусилитель Naim NAC 202 с фирменным питанием от HiCap DR и сетевой проигрыватель Naim NDX2. Куда же приведет нас такая логически обоснованная дорожка?

Naim Audio — одни из основоположников британского стиля. Как в звуке, так и в дизайне устройств. Опираясь на свой многолетний опыт (фирма основана в 1969 году), инженеры Naim продолжают работать над развитием новых устройств и направлений, но при этом не забывают и о уже вышедших компонентах: время от времени они также подвергаются усовершенствованиям согласно научно-техническому прогрессу или собственным наработкам.


Система из «черных коробочек» выглядит впечатляюще стильно!

Как раз в нашем случае имеется такой компонент, который уже не раз подвергался модернизации и уже в какой-то мере стал легендарным — мощник NAP 250 DR.

Naim Audio NAP 250 DR: Discreet Regulation, NA009N и 2 Ома

Первое поколение усилителей мощности Naim Audio NAP 250 вышло в свет еще в 1975 году. С тех пор мощник пережил многократные апгрейды, в основном, коснувшиеся наращивания мощностных характеристик блока питания и замены элементной базы на более современную.

Но шли годы, и после презентации квинтэссенции своих возможностей — линейки Statement, а именно моно-мощника NAP S1 — конструкторы Naim решили, что относительно бюджетный, но всеми горячо любимый NAP 250 просто обязан получить новый апгрейд.

Сказано — сделано.


Работать в нагрузку 2 Ома? Без проблем!

Начнем с питания: здесь на смену интегральным стабилизаторам напряжения пришли дискретные, Discreet Regulation, которые, во-первых, позволили обеспечить почти в 30 раз меньший шумовой порог, нежели у предшественника, а во-вторых, обусловили те самые две буквы в названии устройства — DR.

Отныне весь честной народ должен знать: видишь в названии компонента Naim буквы DR — найдешь внутри устройства дискретные стабилизаторы напряжения. Не видишь — не найдешь. В общем, здесь все просто. К тому же, благодаря остальным доработкам по питанию, NAP 250 DR получил возможность спокойно и долго работать в нагрузку 2 Ома.

Продолжим с транзисторами: в том же NAP S1 были впервые применены полупроводниковые транзисторы с маркировкой NA009N, изготовленные по заказу для Naim Audio. На разработку этих транзисторов ушло более года. После их применения в схемотехнике NAP 250 DR, по словам производителя, заметно возросли динамические и частотные характеристики.

Обеспечивается такой прирост за счет того, что у NA009N заметно лучше организовано охлаждение и имеется значительно больший запас прочности: инженеры говорят, что новые полупроводники способны выдерживать нагрузку до 80 А и 350 Вт! Конечно, для NAP 250 DR этих транзисторов хватает с избытком, так как его заявленная мощность — 80 Вт при нагрузке 8 Ом.


Внутри черного корпуса почти не осталось тайн

Радиаторы охлаждения транзисторов крепятся к корпусу устройства. Корпус, в свою очередь, собран из анодированного в черный цвет алюминия и имеет определенное количество решений, защищающих всю схемотехнику от резонансов, вибраций и наводок. Кстати, основную часть пространства внутри корпуса забрал под себя плоский тороидальный трансформатор — это вынужденная мера, так как без него NAP 250 DR отказывался работать.

По внешнему виду сложно говорить о чем-то новом. Вы видели компоненты из классической серии Naim? Так вот, можно с большой степенью уверенности сказать, что тот Naim, который вы видели — это брат-близнец (или просто брат) NAP 250 DR.

Монолитный черный корпус, который слегка обыгран дизайнерским точеным рельефом на лицевой панели. В , который неярко подсвечивается зеленым цветом, когда аппарат включен. Украшением лицевой панели служит круглая кнопка питания.


Разъемы для подключения стандартного питания имеют собственную виброразвязку на всех устройствах Naim Audio — это один из способов закрыть дорогу вибрациям внутрь корпуса

Тыльная панель небогата на коммутацию. Самый крупный ее элемент — этикетка с названием модели. По бокам от нее расположились две пары терминалов для подключения акустического кабеля, которые рассчитаны только под коннекторы типа «банан». Есть даже старинная английская поговорка: «Любишь Naim — привыкай к “бананам”».

У левой грани тыльной панели находится сетевой разъем, у правой — один разъем стандарта XLR для получения аналогового сигнала.

Вот таким получился Naim NAP 250 DR. Внешне — почти как все Naim, а внутри — с особенностями.

Naim Audio NAC 202: «звезда», микропроцессор и DIN

Следующий претендент на «разбор полетов» — предусилитель Naim Audio NAC 202.

Внешне он во многом отличается от сотоварища по системе — у NAC 202 на лицевой панели есть кнопочки! При работе устройства они также подсвечиваются неярким зеленым цветом, равно как и лого по центру. По функционалу кнопки заточены для выбора входов, хотя переключать их можно также и с пульта дистанционного управления.


Стиль не спрятать за кнопками!

Проектировали NAC 202 на основе более бюджетного предусилителя — NAC 152 XS. Основные изменения при апгрейде коснулись организации заземления внутри устройства — добавлены новые платы, заземление в которых организовано по типу «звезды».

Суть такой реализации заземления в том, что все напряжения в схеме измеряются и отсчитываются относительно одной определенной точки. Такое решение, по словам конструкторов Naim, позволило добиться более открытого, прозрачного и воздушного звучания.


Функционал кнопок на лицевой панели дублируется на пульте ДУ

Далее в ход пошли кардинальные меры: в схему добавили микропроцессор, которому позволили управлять всем, чем он потенциально способен управлять (конечно же, без вреда для звука). Один из самых важных пунктов — микропроцессор управляет цепями защиты, которые постоянно мониторят все цепи питания и в случае чего безопасно отключат NAC 202.

Разрешив проблемы с внутренним питанием, инженеры принялись за функционал: добавили вход с питанием для однобрендовых фонокорректоров StageLine и Prefix. Затем лишили NAC 202 почти всех разъемов стандарта RCA, оставив только парочку — потому что совсем без «тюльпанов» предусилителю никак нельзя. Впрочем, по обилию фирменных разъемов DIN можно понять, что NAC 202 имеет выраженную направленность на работу с собратьями по бренду.


Контактные «штырьки» на проводах с разъемами DIN также имеют небольшой умышленный люфт — будьте с ними аккуратны!

Для питания Naim NAC 202 чистым, ровным и спокойным током мы использовали блок питания Naim Audio HiCap DR. Как вы уже поняли по буквам DR из названия, HiCap оснащен теми же дискретными регуляторами напряжения, что и NAP 250 DR.

И это совсем не удивляет: зная, насколько важным для Naim является вопрос правильного питания, они просто не могли доверить роль внешнего блока питания устройству, у которого нет в названии букв DR. Раньше доверяли, но тогда и DR еще не изобрели.

Набор для клона усилителя мощности Naim NAP140: обзор и сборка

Загорелся идеей собрать и послушать известные усилители с относительно старой, транзисторной, схемотехникой. Стало интересно, почему есть схемы, которые живую уже 30-50 лет и до сих пор считаются весьма музыкальными. После прослушивания пары-тройки вариантов, собираюсь оставить понравившейся и уже его оформить в корпус.

Класс А (JLH 1969) уже собрал и послушал, понравилось очень, правда пока не было финальной настройки и инструментальных измерений. На очереди весьма известный (но очень спорный) усилитель Naim NAP140. Спорный потому, что схема не предполагает ничего выдающегося, однако данные усилители весьма ценятся и до сих пор производятся с практически то-же схемой.

Одна из версий, NAP140 снизу.

История

Английский инженер Джулиан Верекер в начале 70-х годов разработал схему усилителя мощности, которая и легла в основу будущего NAP140. Была основана фирма по производству аудио аппаратуры, в основном известная именно своими усилителями, которая к слову существует до сих пор. Уже 40 лет выпускаются усилители основанные на той самой схеме.

Естественно были и доработки и улучшения, менялись схемы источников питания, и предусилителей но основа все та-же.

Схема, к слову, по нонешним временам простая, как три рубля вместе, но при этом звучит.

Сейчас существует несколько наборов для сборки усилителя, естественно самые распространенные из Китая, при этом даже разводка платы копирует оригинал, иногда с небольшими изменениями.

Распаковка и обзор

Итак наконец-то получена заветная посылка. Упаковано все как обычно, в пакет и потом в пупырку. Доехало нормально, особо ничего не помялось даже.

Открываю, раскладываю компоненты… теперь можно смотреть что-же там на самом деле приехало. Старался пофоткать побольше ибо обычно есть вопросы к комплектующим из Китая, смотрите и решайте сами.

Плата изготовлена весьма качественно, маска, металлизация отверстий — никаких претензий. Некоторые места допускают установку компонентов разных типоразмеров, что ценно в случае если приспичит поменять например конденсаторы.

Пробежимся по компонентам.

Резисторы разных номиналов, трех мощностей, в основном конечно 0.25 ватта. Забегая вперед могу сказать, что измеренная точность номинала всегда укладывалась в 1% и даже лучше. Разброс минимален и всегда в одну сторону.

Электролиты самые обычные, скажем безродные, номиналы по емкости в рамках, по напряжению пока не знаю.

Транзисторы. Маленькие с довольно большим разбросом по параметрам, большие не мерил, смысла нет все равно на рабочих режимах мерить нечем.

Конденсаторы измеряются кучно, емкость близка к заявленной. Подстроечники самые обычные, настройка покажет как они в работе.

Сборка

Начинаю обычно с резисторов, каждый измеряю перед монтажом. Тут все просто формуем ноги и паяем.

Все резисторы 0.25 ватта установлены, более мощные буду паять потом.

Конденсаторы. Тоже проверял номиналы, чтобы не было сюрпризов. Тут конечно отклонения были ожидаемо больше.

Их немного, так что все быстро.

Транзисторы. Начинать проще конечно с маленьких. Каждый проверялся перед пайкой. Разброс иногда был большой, старался группировать. Необходимо учитывать, что все-таки транзистор можно перегреть при пайке (как и любой компонент) и для него это может быть неполезно или даже фатально. Расскажу как паяю транзисторы я, может кому поможет.

Обычно ставлю п 4-5 транзисторов на плату и начинаю паять все вместе. Т.е. паяю одну ногу первого транзистора, если знаете где коллектор лучше начать с него, если нет то любую. Потом второго, третьего,… потом возвращаюсь и паяю второй вывод первого, который к этому времени как минимум уже подостыл. Паяю вторые ноги и потом уже третьи по очереди. Таким образом легче избежать возможного перегрева. Но естественно есть и другие варианты, тут кому как удобно.

Предоконечный каскад устанавливается на небольшенькие радиаторы.

Далее припаял диоды, клеммы.

Перед пайкой оконечного каскада, установил платы на бронзовые стойки, чтобы правильно сформировать ноги транзисторов. Гнутся они довольно легко но нет причин делать это несколько раз, так-то разумнее сразу зафиксировать высоту установки платы в корпусе и отформовать выводы раз и навсегда.

Подготовка к настройке

Данному усилителю необходима некоторая настройка, при это транзисторы должны обеспечиваться охлаждением. Нашел подходящие куски радиатора, дырки под плату сверлил на ЧПУ, потом прикрутил, чтобы разметить дырки под транзисторы.

Нарезал резьбу М3 и слегка шлифанул.

Вот они готовые к запуску.

Вывод

Набор годный, качество пассивных компонентов достаточно высокое, активных вроде тоже, но тут только спектрограмма покажет. Надо или нет каждый решает сам, мне интересно покопаться, настроить послушать и сравнить.

Экосистема

Источником сигнала в системе служит стример Naim Audio NDX2, подробный тест которого уже появлялся на страницах нашего журнала. Чтобы избежать лонгрида, не будем углубляться во внутреннее обустройство и внешние прелести этого стримера.

Если вкратце — NDX2 можно назвать одним из примерно-показательных устройств, на которое не будет зазорным ориентироваться другим производителям. Это касается и схемотехники, и проработки в части юзер-френдли.


Икона современного стриминга


Только DIN, только хардкор!

Вся коммутация компонентов между собой проходила через DIN-разъемы, которые, по замыслу разработчиков Naim, позволяют избежать «земляных петель». Дело в том, что DIN-разъем несет в себе общую землю для левого и правого канала, в то время как общепринятые RCA или XLR допускают образование «петель», так как и левый, и правый канал снаряжен своей «землей».

Таким образом, схема коммутации выглядит так: NDX2 подключен к предусилителю NAC 202, который в свою очередь подключен к блоку питания HiCap DR. Усилитель мощности NAP 250 DR также подключается к HiCap DR и через него получает сигнал от предусилителя. Выстроив подключение таким образом, мы в корне соблюдаем заветы инженеров Naim Audio: никаких «земляных петель»!

С П РА В О Ч Н О Е Р У К О В О Д С Т В О У С И Л И Т Е Л И М…

Ресиверы и усилители Naim Audio

  • Изображение
  • Текст
  • Содержание

С П РА В О Ч Н О Е Р У К О В О Д С Т В О

У С И Л И Т Е Л И М О Щ Н О С Т И

Р О С С И Ю

  • Cодержимое
  • 1 Соединения 1.1 Аналоговые соединительные аудиокабели
  • 1.2 Акустические кабели
  • 2 Сеть питания
      2.1 Схема разводки проводов
  • 2.2 Предохранители оборудования
  • 2.3 Неразборная вилка
  • 2.4 Сети питания и кабели
  • 3 Общая установка
      3.1 Установка оборудования
  • 3.2 Включение
  • 3.3 Начало работы
  • 3.4 Радиопомехи
  • 3.5 Угроза молнии
  • 3.6 Неисправности
  • 3.7 Обслуживание и обновления
  • 4 NAP 500 – установка и эксплуатация
      4.1 Общие примечания по подключению
  • 4.2 Примечания по защите
  • 4.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 5 Подключение NAP 500
      5.1 Усилитель NAP 500, подключенный к NAP 500PS
  • 6 NAP 300 – установка и эксплуатация
      6.1 Общие примечания по подключению
  • 6.2 Примечания по защите
  • 6.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 7 Подключение NAP 300
      7.1 Усилитель NAP 300, подключенный к NAP 300PS
  • 8 NAP 250 – установка и эксплуатация
      8.1 Общие примечания по подключению
  • 8.2 Примечания по защите
  • 8.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 9 Подключение NAP 250
      9.1 NAP 250 – разъемы на задней панели
  • 10 NAPV 145 – установка и эксплуатация
      10.1 Общие примечания по подключению
  • 10.2 Примечания по защите
  • 10.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 11 Подключение NAPV 145
      11.1 NAPV 145 – разъемы на задней панели
  • 12 NAP 200 – установка и эксплуатация
      12.1 Общие примечания по подключению
  • 12.2 Примечания по защите
  • 12.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 13 Подключение NAP 200
      13.1 NAP 200 – разъемы на задней панели
  • 14 NAP 155 XS – установка и эксплуатация
      14.1 Общие примечания по подключению
  • 14.2 Примечания по защите
  • 14.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 15 Подключение NAP 155 XS
      15.1 NAP 155 XS – разъемы на задней панели
  • 16 NAP 100 – установка и эксплуатация
      16.1 Общие примечания по подключению
  • 16.2 Примечания по защите
  • 16.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 17 Подключение NAP 100
      17.1 NAP 100 – разъемы на задней панели
  • 18 Технические характеристики
  • 19 Декларация соответствия
  • 20 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Другая реальность

    Акустическая система, участвовавшая в тестировании — это двухполосные напольники Totem Acoustic Forest. Выглядят они довольно скромно, без излишеств. Но с брендом Totem не стоит делать поспешных выводов.

    Музыкальный материал прилетал по сети из Tidal — как оказалось, с этим не все так просто.


    HiCap DR — сильный, стильный

    Монобрендовая система (за исключением акустики) как бы намекает: я согласована, тщательно отстроена и готова продемонстрировать тот результат, на который были нацелены инженеры и разработчики. Надо сказать, что, рассматривая в данном контексте инженеров и разработчиков Naim Audio, создается впечатление, что настроены они были очень серьезно.

    О звуке Naim ходят легенды, без преувеличения. В частности, когда разговор заходит об интегральниках этого бренда — в диалоге можно услышать как восторженные возгласы, так и томные вздохи.


    Все схемы подключения через DIN-разъемы заботливо отображены в инструкциях к аппаратам

    Когда речь заходит о разделении функционала интегральника в разные «черные коробочки» — такой диалог становится более умеренным по части томных вздохов.

    Данная система прекрасно демонстрирует, как можно растить, воспитывать и делать более взрослой одну и ту же звуковую парадигму. Naim остается узнаваем в интонациях, но перестает позволять себе какие-то мелкие излишества, которые были допущены в силу «молодости» и универсальности у младших компонентов.

    Прежде всего это выражается в изрядной прибавке реализма к происходящему в звуковой картине. То есть если интегральник может позволить себе кое-какие правки в картине, то система на раздельных компонентах относится к выполнению своих задач гораздо серьезнее: если вокал был записан без глубоких обертонов, таким вы его и услышите.

    При этом более универсальное устройство может позволить себе «наддать жару» и приукрасить тот или иной момент. Но это не значит, что тот же интегральник будет хуже: мне знакомы меломаны, которые осознанно отказались от раздельного тракта Naim и нашли свой perfect world в компании с интегральным усилителем Naim. Это две граничащие вселенные, которые имеют точки соприкосновения.

    Система такого уровня нередко может послужить откровением. Так случилось и в этот раз — причем неоднократно.


    Цветной дисплей добавил красок в сетап

    Думалось, что неподражаемый академический вокал в исполнении Carlos Mena уже ничем не сможет поразить, так как переслушан много раз. Каково же было удивление, когда в композиции «Ave Maris Stella» оказалось, что голосовые связки у Карлоса имеют разные степени напряжения и вибрации! Не подумайте, что это был анализ ради анализа — я был готов принять любой результат. И он оказался впечатляющим!

    По большому счету, эти вибрации голосовых связок можно услышать практически на любой системе. Но одно дело, когда система просто играет — и совсем другое, если она становится источником реалистичных ощущений, независимо от того, был ты готов к их восприятию или нет. Это можно сравнить с кино: когда в фильме раздается взрыв, порой мы можем испугаться, но поверить в то, что этот взрыв реальный — вряд ли.

    Данная система с компонентами Naim Audio способна затронуть те струны восприятия, которые отвечают за анализ и систематизацию настоящих событий в реальной жизни. Как следствие — происходящее в музыкальном материале часто может восприниматься, как присутствие исполнителя или инструмента в комнате, рядом с вами.

    Порой это настолько реалистично, что ощущается некая доля дискомфорта, так как мозг слушателя интуитивно начинает искать поющего человека или играющий инструмент. Естественно, этот поиск заканчивается неудачей, из-за чего происходит небольшой диссонанс.

    Причем все вышеописанное можно отнести к любому жанру или звуковому диапазону.


    Naim Audio = юзер-френдли

    Теперь можем перейти к недостаткам. Но они будут касаться не самого сетапа, а того, с какой щепетильностью он относится к воспроизведению музыки. Владельцу такой системы придется изрядно перебрать/обновить фонотеку, так как малейшие признаки компрессии в любом из диапазонов будут услышаны так же явно и реалистично, как вокал Карлоса.

    В результате примерно треть материала из личных плейлистов Tidal, которые заботливо компоновались для тестирования сетапов, была удалена там же, «не отходя от кассы». Naim тому свидетель.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]