От хауса и техно до драм-н-бэйса – мы составили подборку лучших танцевальных треков для проверки качества системы
Сохранить и прочитать потом —
Что представляет собой тестовый трек? Говоря упрощенно, это отлично знакомая вам музыка, с помощью которой вы можете определить, насколько хорошо звучит система. При замене какого-либо ее компонента или знакомстве с потенциальным будущим приобретением прослушивание выбранных тестовых композиций поможет вам понять, что изменилось в звуке, и получить, таким образом, информацию об устройстве или аудиотракте в целом.
Мы активно пользуемся этим инструментом в своей работе при сравнительном тестировании различных продуктов для понимания, чем отличается, например, звук одной пары АС от другой при воспроизведении одной и той же песни. По правде говоря, ничего особенного от таких треков не требуется.
Для них необязательно идеальное качество записи или продюсерской работы. Важно лишь, чтобы вы хорошо знали их и могли заметить отличия. И, конечно, чтобы вам нравилось их слушать. Иначе, какой во всем этом смысл?
Некоторые композиции лучше подходят для тестирования, чем другие, поскольку позволяют оценить определенные аспекты музыки: ритмичность, динамику, проработку голосов, стереопанораму, качество высоких и низких частот. Коллекция треков, наиболее полно их раскрывающая, упрощает процесс сравнительного тестирования. Но помните о главном: это должны быть композиции, которые вы любите.
Предлагаем свою подборку лучших танцевальных треков для тестирования системы; их можно также считать отличными образцами электронной музыки. Надеемся, они придутся вам по душе.
Tangerine Dream – Love On A Real Train (1984)
Саундтрек к молодежной комедии среднего пошиба с участием Тома Круза – не самый очевидный кандидат на классику синтезаторной музыки, но в фильме «Рискованный бизнес» можно услышать самую популярную композицию Tangerine Dream. Группа ответственна за большую часть звуковой дорожки фильма, ее драматичные и экспрессивные синтетические мелодии идеально подошли к действу на экране. Если вы не забудете обо всем на свете на эти четыре минуты, вероятно, вашей системе недостает ритмичности и эмоциональности.
Radiohead — The national anthem (для проверки общего баланса) (2000)
«The national anthem» группы Radiohead — это плотный, многоярусный «музыкальный» торт, с акустическими и электронными инструментами, стреляющими во всех направлениях (не говоря уже о духовом ансамбле, который, похоже, оказался не по адресу). Всё настроено до одиннадцати: от обработки вокала Тома Йорка и перегруженного звука бас-гитары до воя терменвокса на заднем плане…
Колонки должны обеспечивать идеальный баланс между организацией и атакой, между динамизмом и уравновешенностью и, что наиболее важно, между контролем и отказом во всем частотном диапазоне… Если все сделано правильно, — это просто захватывающая какофония.
Ларри Херд – What About This Love? (1989)
С этими глубокими синтезированными басовыми партиями, теплыми звуками фортепиано и мягким обволакивающим вокалом перенесемся из Детройта в Чикаго. Созданным Ларри Хердом классическим танцевальным композициям можно было бы посвятить отдельную статью, а его влияние на акустическую составляющую хаус-музыки и сегодня остается значительным. Возможно, благодаря джазовым и соуловым «корням» его произведения значительно сложнее обычных танцевальных треков; множество замысловатых модуляций не дадут вашей системе расслабиться ни на мгновение.
Chemical Brothers — Das Spiegel (для проверки атаки и распада)
Вам вряд ли удастся найти более обширную, усеченную и полностью сокращенную коллекцию звуков, полученных с помощью электроники… Именно поэтому «Das Spiegel» — это великолепная проверка дисциплины ваших ораторов в том, что касается атаки и затухания. Помимо барабанной ритм-гитары и выдувной мелодики, каждый звук здесь, казалось бы, был разработан, чтобы возникать из ниоткуда и так же внезапно исчезнуть…
От четырехгранной стреловидности барабанного паттерна до писков, шипений и скрипов на заднем плане по мере нарастания мелодии — контроль должен быть военным. И гудящие, почти непрерывные басы только усугубляют испытание.
Aphex Twin – Ageispolis (1992)
Один из выдающихся представителей бэк-каталога Aphex Twin – как с точки зрения качества музыки, так и в плане проверки системы. Несмотря на то, что некоторые продюсерские решения порой заставляют задуматься, все ли у вас в порядке со слухом (особенно на некоторых виниловых изданиях), здесь есть отличные моменты для тестирования.
Нам нравятся сверхглубокие низкие частоты, пронизывающие басовую линию в Ageispolis. Россыпи стремительных тарелок составляют для них приятный противовес, затем к ним добавляются «киношные» синтезаторы и верха с отзвуками эхо. Одна из лучших композиций из классического винилового альбома Selected Ambient Works 85-92.
Тестовые диски для прослушивания: моя подборка
Да какие обиды !))) Я ни с кем не спорю, а просто свое мнение высказываю, но только не физика, а лирика, судящего о звуке не по приведенным АЧХ и децибелам, а исключительно по своим ушам, безо всякого слепого фанатизма в какую-либо монастырскую веру и мнений прочих гуру с ореолом Хоффмана))) И если, например, тот же Хендерсон звукоинженер высокого профессионального уровня, записавший один из эталонных по звуку Завтрак, то я этот результат и слышу, так же как и классный звук, который он сваял для розового альбома, хотя возможно и на скорую руку!)))
Мы же, понимаю, с вами примерно на одной волне, аналоговые ребята поколения 70-х из прекрасной эпохи развитого социализма с человеческим лицом Леонида Ильича))), читавшие в школьные годы примерно одни и те же книги и затянутые тогда в магический вихрь хард рока, вкушая звуки Хипов, Перплов, Цеппелинов, Саббатов, Квинов, Флойд, Кримзон и т.д.,… и машинников я так же услышал впервые в 1978 (!), сначала на катушке, с удивлением (и противлением:) обнаружив, что рок можно оказывается петь на русском (но и только — какое-либо сравнение с Роллингами и Битлами, а тем более говорить, что машинисты круче, всегда считал смешным и неуместным:), а вскоре попал летом на их концерт в зеленом театре, кажется в Железнодорожном с глотком первого портвейна 777 или Кавказ))), и затем понеслась серия их сейшенов по подмосковным весям (иногда на разогреве были Високосники с Ситковецким, Кутиковым и Кельми), затянувшаяся на год, которая завершилась для меня в апреле 79-го в Реутово на программе » Маленький принц» (на клавишных у них был тогда Саульский младший), после чего я отбыл на 2 года отдавать долг родине, как до меня и Капитан — прекрасный человек с великолепным чувством юмора (RIP), книгу которого «Во всем виноваты Битлз», я конечно же читал, и не один раз, наслаждаясь живым языком и искрометным юмором !))) Читал даже Подгородецкого «Машина с евреями», очень веселая книжка, настоятельно рекомендую….)))
P.S. Сборник Цетов, записанных на Эббике слышал, но только краем уха и не с физносителя и не на своей системе, виа и полу-виа не моя тема, хотя Стаса очень уважаю как истинного хиппи по состоянию души, звук показался отличным, кто бы сомневался, тем более вещи переиграны-перепеты были заново высококлассными музыкантами, но прямо скажем, их песни построены отнюдь не на многослойных музыкальных структурах, в отличие от того же Тайм Машин, в чем я абсолютно солидарен с VANом.
P.S.S Ну ежели пошла такая пьянка, то в тему ветки, вот навскидку несколько моих тестовых песен/дисков, которые я ставлю для оценки звука нового хайфая (без рока конца 60-х — 70-х и относительно современного неопрога) :
— 10СС — Deceptive Bents — сразу же первая Good Morning Judge ! Ну а дальше уже трудно нажать на стоп*
— 10CC — Bloody Tourists — первая Dread Lock Holiday — * то же самое
— Dire Straits — On Every Street — сразу же ставлю 3-ю When It Comes To You (но, блин, как же продованы в салонах на горбушке, в «нулевые» все как на подбор любили ставить в качестве эталонного демо You And Your Friend, помню однажды попал там в момент где в нескольких точках друг за другом играла эта вещь! Особенно ребята из Ямахи ее неустанно крутили, они как раз там какую-то средней руки акустику продвигали в массы !)))
— Tom Petty — Wildflowers — 2-я вещь, и конечно, It’s Good To Be King, да и весь альбом целиком…, впрочем, как практически любой альбом Петти, люблю я его — good guy (RIP)
— Travelling Wilburys — VOL1 — Tweeter And The Monkey Man — да в принципе весь альбом)))
— George Harrison — Cloud Nine — одноименная вещь, а дальше по списку)))
— Paul McCartney — Flaming Pie — World Tonight — да, блин, весь целиком )))
— JJ Cale — To Tulsa And Back — самая первая My Gal
— Eagles — Long Road To Eden — любая вещь
— Eric Clapton & Friends — Tribute To JJ Cale — целиком
Нет, бесполезное занятие, до фига всего можно сюда включить, одних блюз-роковых альбомов прекрасно записанных — море)))
…ну и конечно всеми любимый розовый альбом ))) Шучу, русских почему-то в качестве теста не ставлю, хотя наши команды из первой лиги Аквариум-ДДТ-Калинов Мост-Пикник-Алиса — Сплин…, даже рок-бардовый Паша Кашин), с середины 90-х пишутся великолепно, их можно на Грэмми выдвигать вместе со Стивеном Вилсоном, который вообще вне конкуренции, особенно для оценки 5.1 как своих работ, так и миксов классики прога !)))
Все, побег, сорри, если где-то ошибся, спешил…)))
Peshay – Psychosis (1994)
Если вы всегда считали, что драм-н-бэйс – это что-то с гулкими и качающимися басовыми линиями и ломаным ритмом брейкбита, то отчасти так оно и есть, но в этом жанре найдутся и более «интеллектуальные» произведения.
Барабаны в одной из ранних работе Пеше по духу близки скорее к джазовым, чем к клубным, и вашей системе будет над чем подумать, воссоздавая удары и дроби разного веса и текстуры. Парящие струнные и голоса добавляют еще один уровень сложности, а чтобы НЧ-динамики не скучали, для них приготовлены энергичные басы.
Bob Marley and the Wailers — Turn Your Lights Down Low (для ощущения пространства)
Бобу Марли принадлежит большая заслуга в том, что он принес регги мировой аудитории. Но настойчивое стремление Island Records к высокоглянцевому качеству звука сделало этот традиционно грубый жанр более доступным. «Turn Your Lights Down Low» прекрасно демонстрирует это: просторная запись, в которой каждый инструмент закреплен в своей области звуковой сцены… Просто космос…
Спикеры должны описывать положение каждого игрока на сцене и, что наиболее важно, пространство между ними, чтобы медленное кипение и интенсивность мелодии имели полное влияние. Не многие песни используют пространство как инструмент так эффективно, как эта.
Для чего нужна настройка сабвуфера
Если коротко — для того, чтобы с его помощью максимально точно воспроизводились низкие музыкальные частоты. Если устройство настроено верно, то динамический диапазон воспроизведения музыки значительно расширяется, что позволяет автолюбителю улавливать звуковые колебания не только ушами, а буквально всем телом.
Обычная пара автомобильных колонок с этой задачей не справится. Колонки отлично передают высокие и средние звуковые частоты, но вот с трансляцией басов у них серьёзная проблема, которая возникает из-за их конструктивных особенностей. Так что если автолюбитель желает слушать музыку во всём её великолепии, ему придётся установить и настроить дополнительное устройство, каковым и является сабвуфер.
Процесс настройки автомобильного сабвуфера
Вначале следует сказать, что настраивать это устройство обычно начинают ещё на этапе создания деревянного короба под низкочастотный динамик. Уже тогда учитываются размеры салона машины, мощность подключаемого усилителя и направление музыки, которую водитель предпочитает слушать. Затем начинается тонкая настройка фильтров, на которой мы и сосредоточимся.
Фильтр LPF
LPF включается либо на усилителе сабвуфера, либо в магнитоле. Аббревиатура LPF означает low pass filter. Задача фильтра — пропускать на динамик сабвуфера низкие частоты, обрезая частоты высокие.
Фильтр LPF регулируется отвёрткой
- открывается доступ к регулятору LPF (обычно он располагается на задней стенке усилителя);
- с помощью обычной плоской отвёртки этот регулятор поворачивается по часовой стрелке до частоты в 55–60 Гц. Это оптимальная частота среза для большинства автомобильных сабвуферов среднего ценового диапазона (возможно, в дальнейшем её придётся слегка подкорректировать);
Subsonic
Назначение фильтра Subsonic — обрезать инфразвук. Именно он и вырезает паразитные частоты ниже 25–30 Гц, о которых упоминалось выше. Однако этим фильтром оборудован далеко не каждый сабвуфер, о чём следует помнить.
Регулятор фильтра Subsonic есть не на всех усилителях
- регулятор фильтра Subsonic также располагается на задней крышке сабвуферного усилителя;
- плоской отвёрткой этот регулятор поворачивается на величину, которая будет примерно на 5 Гц ниже частоты фазоинверторного порта;
Пример: если фазоинвертор работает на частоте 40 Гц, то Subsonic следует устанавливать на 35 Гц. А штатную частоту фазоинвертора можно узнать в инструкции к сабвуферу.
Настройка уровня Gain
Gain — это уровень входной чувствительности сабвуфера. И его тоже необходимо отрегулировать (на некоторых усилителях этот уровень обозначается словом Level).
Регулятор уровня Gain вращается плоской отвёрткой
- регулятор Gain может располагаться как на задней, так и на передней панели усилителя. Всё зависит от конкретной модели;
- в ручке регулятора имеется прорезь в виде стрелки, в которую вставляется плоская отвёртка (диапазон регулируемых напряжений обычно варьируется от 0.2 до 5 вольт);
- сначала регулятор Gain выставляется на минимум, после чего с магнитолы на сабвуфер начинает подаваться музыкальный сигнал с постепенным увеличением громкости. Подаётся он до тех пор, пока не появятся первые искажения звука;
- как только это произошло, ручка громкости магнитолы поворачивается обратно до появления чистого звука;
- теперь регулятор Gain с помощью отвёртки поворачивается по часовой стрелке до появления первых искажений;
- после их появления регулятор откручивается назад не пару делений до появления качественного звука;
Установка акустической фазы
Если фазировка настроена верно, то сабвуфер будет звучать вместе с фронтальными колонками. Если же сабвуфер, по ощущениям водителя, грохочет где-то в районе багажника, значит, акустическую фазу следует отрегулировать.
- регулятор фазовращателя находится на передней стенке сабвуферного усилителя и обозначается как Acoustic phase;
- он поворачивается вручную по часовой стрелке до тех пор, пока фаза не «развернётся» под нужным углом и сабвуфер не зазвучит как единое целое с фронтальными динамиками;
Настройка стыка сабвуфера и средних частот
Здесь преследуется следующая задача: максимально точно состыковать по частотам сабвуфер и фронтальные колонки. К примеру, если нижние частоты сабвуфера обрезаны до 60 Гц, а «низ» в колонках выставлен на 100 Гц, то в звучании этих устройств могут возникнуть хорошо различимые на слух провалы. Для их устранения потребуется коррекция фильтра LPF, о которой уже упоминалось.
- музыка, богатая низкими частотами, подаётся на колонки и усилитель сабвуфера;
- регулятор фильтра LPF поворачивается отвёрткой вначале на пару делений против часовой стрелки, а если провалы не исчезли — на три деления по часовой стрелке. Обычно этого бывает достаточно для точной стыковки частот колонок и сабвуфера;
George Gershwin — Rhapsody in Blue (для проверки диапазона)
Способность переключаться от «очень тихого» к «действительно очень громкому», будь то голос, отдельный инструмент или большой симфонический оркестр в режиме полной атаки, — является важным «талантом» громкоговорителя. И не так много музыкальных произведений, столь же полезных для демонстрации динамической мощи оркестра, как «Голубая рапсодия» Гершвина!
В течение первых двух минут он переключается с жалобного пианино на перегрузку струнных / медных духовых инструментов / перкуссии и обратно несколько раз… И каждый раз ваши колонки должны переключаться мгновенно и без чрезмерного напряжения. Это не так элементарно, как может показаться…
Thundercat — Uh Uh (для проверки контроля низких частот)
Калифорнийский басист Thundercat представил один из самых востребованных критиками альбомов 2022 года, в рамках которого публика услышала «Uh Uh» — краткое, но изнурительное исследование шестиструнной электробас-гитары. Он играет с такой безумной виртуозностью, что вашим динамикам негде спрятаться…
Расширение басов, скорость, тональные вариации, а также атака и затухание — все это подвергается проверке, которой так опасаются инженеры по акустике. Здесь требуется четко определенная, хорошо описанная вариация тональности и интенсивности нот. В умелых руках это замечательно атлетичная игра, но при менее умелом ходе — это просто низкочастотный беспорядок.
Музыка для настройки сабвуфера
Существуют специальные программы (так называемые тонгенераторы), позволяющие настроить сабвуфер в машине. Это удобно и быстро, однако не следует забывать одну простую деталь: человек в машине будет слушать музыку, а не тонгенератор. И полагаться он будет не на дисплей осциллографа, а на собственные уши. Следовательно, проверять сабвуфер следует только с помощью музыки, дабы не выпадать из звукового контекста. А выбирая музыку для проверки, следует помнить, что в любом музыкальном произведении есть два типа низких частот:
- Низы полезные.
- Низы паразитные.
Так вот, от паразитных низов можно (и нужно) избавляться с помощью грамотной настройки сабвуфера. Простой пример: в рэпе, хип-хопе, дабстепе и других современных стилях часто используются очень низкие частоты, не превышающие 25 Гц. Человеческое ухо такую частоту практически не воспринимает. Ощущать её люди могут лишь на физиологическом уровне (она вызывает определённый дискомфорт). Это и есть «паразитные низы», удаления которых человек не заметит. Обилием таких низов грешит в основном электронная музыка.
Отсюда вывод: оптимальным вариантом для проверки сабвуфера будет музыка, в которой задействованы не электронные, а настоящие инструменты. Хорошим вариантом могут быть классические произведения, в которых низких частот тоже хватает.
Используя для настройки сабвуфера классическую музыку, можно решить сразу 2 задачи:
- во-первых, настоящие инструменты довольно редко издают звуки частотой ниже 30 Гц, соответственно, уровень паразитных низов будет сведён к минимуму;
- во-вторых, человек прекрасно представляет себе, как звучит тот или иной живой инструмент (чего нельзя сказать об инструментах электронных). Возможно, он даже слышал звучание живых инструментов в консерватории или где-то ещё. Соответственно, у него будет возможность сравнить звучание живого инструмента с тем, что ему выдаёт сабвуфер. И если разница в звучании будет существенной, человек всегда сможет настроить сабвуфер точнее, так как ему есть на что ориентироваться;
Sex Pistols — Pretty Vacant (для проверки focus stereo)
Хотя в то время это считалось опасным для британской цивилизации, Sex Pistols вовсе не походили на какую-либо угрозу. И здесь они действительно звучат великолепно!
С учетом того, с чем им приходилось работать (гитара, бас и барабаны довольно примитивного типа, а также вокал, который, хотя и неотразим, но вряд ли является мелодической парадигмой), постановка Криса Томаса «Pretty Vacant» почти чудо! С абсолютно явной формой и расположением ударной установки, он тщательно проверяет способность динамиков формировать цельный образ всей сцены.