«Счастье для всех, даром!», — мечтал персонаж известной книги братьев Стругацких. Акустика Arslab, не побоюсь этого слова, частный (а потому возможный) случай реализации утопической идеи. Посудите сами: все признаки High End, трепетный подход к качеству производства и комплектующим, а главное — цена среднебюджетной модели. Все вместе это встречается немногим чаще, чем бесплатная раздача счастья в отдельно взятой вселенной.
Чтобы не быть обвинённым в ангажированности или иррациональности мышления, сразу поспешу раскрыть главный секрет Arslab. Всё дело, конечно же, не в безумной щедрости производителя, а в правильно выстроенной бизнес-модели. В обычной ситуации акустика иностранного производства сначала ввозится в страну дистрибьютором, от него попадает к локальному дилеру в магазин, где её наконец-то может приобрести конечный пользователь. Каждое передвижение акустики от одной компании к другой — это продажа, неизбежно сопровождающаяся увеличением розничной цены. И это понятно: кто из производителей и поставщиков дорогой акустики откажется от хорошей наценки в свою пользу?
И с грилем, и без гриля вид у Classic 2 абсолютно классический, традиционный
В итоге получается, что акустика, собранная на дорогих аудиофильских комплектующих, стоит «великие тысячи», а все недостатки среднебюджетного Hi-Fi объясняются сакральной фразой: «А что вы хотели за тысячу долларов?!»
Ситуация с Arslab совсем иная. Бренд и производство принадлежат — одному из крупнейших розничных продавцов Hi-Fi и High-End-техники в России. Поскольку в данном случае производитель и продавец — одно лицо, количество наценок резко сокращается, уменьшая итоговую цену в разы. И покупателю хорошо и продавец/производитель имеет положенный заработок.
Нестандартное подтверждение
В историю бренда и производственной базы особенно вдаваться не буду, мы рассказывали об этом ранее в статье «Как компания Arslab уменьшила количество нулей на ценниках High End-аудио». Упомяну лишь текущее положение дел: фабрика располагается в Латвии, а руководящие должности занимают выходцы из легендарного рижского радиозавода. Компания сама изготавливает корпуса. Динамики в текущей версии Classic — от Wavecor, китайского бренда с датскими корнями. Замечу, что драйверы производятся по спецификации от Arslab и полностью соответствуют High-End-классу.
То, что они нестандартные, легко определить по размеру твитера, установленного в Classic 2. Он имеет большой 30-мм тканевый купол с отформованным из того же материала широким подвесом, добавляющим к диаметру еще как минимум сантиметр. 146-мм среднечастотник тоже не прост: в его центре на керне установлено фазовыравнивающее тело пулевидной формы — элемент специфический, подбираемый «с нуля» под каждую конкретную модель динамика. Нижние частоты озвучивают два драйвера аналогичного размера с крупными пылезащитными колпачками из плотной бумаги.
Твитеры размером более 25 мм обычно звучат более насыщенно и естественно
Схема включения — традиционная трехполосная. Кроссовер собран самым аудиофильским способом из возможных — навесным монтажом. Комплектующие — высокого качества, как и положено солидной акустической системе, претендующей на статус High End. Конденсаторы: Audiocore и Mundorf, катушки индуктивности Jantzen. Установлена одна пара клемм, расположенных так широко, чтобы их было удобно закручивать. Все, кто принципиально использует зачищенный кабель без наконечников, конструкцию и качество клемм оценят особенно высоко.
Как создается акустика Arslab и почему High-End может продаваться по цене Hi-Fi
Полочная акустика Arslab Old School Superb 90
В сегодняшнем материале мы поговорим о том, как происходит работа над колонками бренда Arslab, и расскажем, за счет чего можно «срезать ноль» на ценниках акустики класса High-End.
Но для начала посмотрим, как устроен рынок аудиотехники: почему существует такое множество брендов, выпускающих аудиосистемы? Казалось бы, есть основная теория конструирования линейных систем, один подход создания линейного звука с наименьшими искажениями – достаточно использовать его, и можно спокойно захватить рынок? Не совсем так.
Дело в том, что инженерам важен не только звук «сам по себе», но и его восприятие слушателем, которое зависит от многих факторов: во-первых, физиологических и психологических – кривая нашего восприятия звука нелинейна, во-вторых, многое зависит от того, в каких условиях, на какой громкости конкретный меломан предпочитает прослушивать записи.
Восприятие звука меняется с возрастом, зависит от окружающего пространства, искажается, если человек находится в состоянии алкогольного опьянения (это, отчасти, объясняет разочарование тех, кто переживает, что полюбившиеся колонки не дают звук «как на рок-концерте») – и все это влияет на работу инженеров.
Фактически, монолитный рынок меломанов для компании-производителя разбивается на сотни подгрупп: стареющие рокеры с комнатами для прослушивания в загородных домах, молодые любители электронной музыки, которые часто ездят в метро, фанаты спорта, поклонники классики, живущие в малогабаритных квартирах – все они (и многие другие) по-разному воспринимают звук, и всем им нужны разные товары.
Как создать продукт для столь различных людей? Зачастую инженер соотносит себя, свои предпочтения и образ жизни с одной из этих групп и делает то, что нравится ему, в надежде, что такой звук понравится еще кому-то. Он намеренно внедряет свои элементы, искажает звук, чтобы система особенно хорошо звучала, скажем, на той громкости, которую он (инженер) считает оптимальной.
Сплошная диктатура: однако этот подход срабатывает – если вы видите на стенде в магазине технику того или иного бренда, значит, у него уже есть круг поклонников – людей, которые слушают музыку в тех условиях, «под которые» создавал эту систему инженер.
Инженером, разработки которого лежат в основе бренда Arslab, является Юрий Фомин (ранее разрабатывал акустические системы для брендов Jetbalance, Defender, AVE). Прежде чем заняться конструированием акустических систем, Юрий Фомин работал студийным и концертным звукоинженером, играл на гитаре – все это наложило свой отпечаток на «философию звучания» Arslab:
Мы, вместе со вторым ведущим инженером, занимались профессиональным звуком. У нас было много студийной работы, мы понимаем, как все звучит вживую. Да, пожалуй, у нас обоих есть определенный вкус, привитый студиями, который мы и пытаемся воссоздать. Но этот вкус — нейтральность. В идеале — вообще никаких особенностей, присущих системе
– Юрий Фомин
Конечно, в точности воссоздать все нюансы звучания, которые задумывал звукорежиссер, невозможно – для этого надо, как минимум, присутствовать в студии в момент его работы, однако в Arslab считают, что фокус на стилистической «нейтральности» может придавать акустике индивидуальность:
Подход «здесь металл звучит хуже, а классика — лучше» считаем неправильным. Оборудование должно уметь играть все, приоритеты пусть расставят покупатели. Это и есть наша философия.
Нам важно, чтобы человек считал, что его любимая музыка на наших системах играет лучше всего. Если он любит металл — пусть скажет, что она для этого жанра предназначена. Если блюз — ну что ж, пусть играет лучше всех блюз. […] Мы еще ищем [«свой» звук], но и нам уже говорят, что «мы узнаем ваш звук издалека»– Юрий Фомин
Сама акустика Arslab имеет две нетривиальные (для рынка акустических систем в целом) особенности: за ее разработкой стоят российские инженеры и (российская же) компания Аудиомания, и выпускается она под лозунгом «High-End по цене Hi-Fi». Разберемся с тем, как этого удалось достичь.
От идеи к заводу
Идея создать собственный бренд, выпускающий акустику, появилась у основателя Аудиомании Артема Фаермарка после знакомства с Юрием Фоминым и его компанией F-lab в 2000 году. Следующие восемь лет будущие создатели Arslab посещали зарубежные заводы, знакомились с их владельцами и ведущими инженерами, а также с тем, как организовано производство техники, создавали экспериментальные образцы.
Производство колонок началось в 2008 году – в основе лежали разработки F-lab, тайваньской компании TB Speakers (изначально в акустических системах Arslab использовались динамики этого бренда), а изготовление корпусов проходило в Китае.
Очень скоро в компании поняли, что это – недостаточно удобный формат: китайские заводы предпочитают крупные заказы и не испытывают отбоя в предложениях – производство обычно загружено «по полной», поэтому, чтобы изготовить партию, необходимо дожидаться своей очереди. А осуществлять контроль над производством на китайских заводах не только трудно, но и дорого.
Так появилась идея создания собственного производства, на котором будет изготавливаться все – от «начинки» до корпусов (на этот же период пришлось начало сотрудничества Артема Фаермарка с Алланом Исаксеном, основателем европейской компании-производителя динамиков Wavecor, продукцией которой системы Arslab оснащаются до сих пор).
Производство решили разместить в Риге – там все еще проживают специалисты, работавшие на советском заводе Radiotehnika, и не понаслышке знакомые с производством акустики (работают на заводе и сотрудники, имеющие опыт производства акустики в скандинавских странах).
Рига как площадка для завода была выбрана еще и потому, что для производственного бизнеса этот регион предоставляет достаточно большую свободу: с одной стороны, он находится достаточно близко к России (пока колонки Arslab выпускаются преимущественно для российских меломанов), с другой – меньше проблем с ввозом и «растаможкой» импортных комплектующих.
С ростом производства на заводе стали выпускаться и товары других High-End брендов. Самый яркий тому пример – акустика компании Penaudio, чей контрольный пакет акций Аудиомания приобрела не так давно. Теперь Аудиомания занимается всем, что связано с маркетингом и дистрибуцией колонок Penaudio, а их создатель Сами Пенттиля может посвятить все свое время разработке новых моделей и контролю за процессом производства – на завод в Риге он приезжает каждый месяц.
От корпусов…
Изготовление корпусов для акустики производится на специальном немецком деревообрабатывающем станке. Cтанок выполняет операции в трехмерной системе координат – c его помощью можно создавать кабинеты уникальной формы. Поэтому сейчас помимо акустических систем Arslab на заводе в Риге производят корпуса и под заказ – для других компаний.
Используют в работе материалы от бюджетных – например, латвийскую фанеру (изготавливается полностью из березы), до классических дуба, ореха, ясеня или вишни и даже экзотического зебрано и дорогих палисандра и карельской березы. Однако даже для бюджетных моделей технологи стараются подобрать материалы высокого качества: например, MDF высокой плотности, использующийся в корпусах большинства моделей, ввозится из Германии.
Для изготовления корпусов акустики Penaudio используют уникальную отделку, ставшую «визитной карточкой» компании – поперечные слои фанеры. На рижском заводе даже удалось улучшить технологию их создания по сравнению с оригинальным финским подходом.
После «раскройки» заготовка проходит этапы сборки, склейки, лакировки или окраски и сушки. Большинство из них выполняется строго вручную. Затем готовый корпус оснащается динамиками, кроссоверами, блоками разъемов и прочей «начинкой». При этом тестирование продукции происходит на каждом этапе производства – благодаря этому процент бракованных изделий стремится к нулю.
Главный технолог завода Виктор Лагарпов отмечает: готовую акустику на завод возвращают, только если она была повреждена в магазине или шоуруме: брака на производстве текущий подход позволяет избежать. Там же, на заводе, Юрий Фомин и команда звукоинженеров проводят и испытания нового оборудования в лабораторных условиях: некоторые экземпляры впоследствии становятся серийными моделями Arslab.
… до упаковки
Казалось бы – все, колонка прошла весь этап сборки, однако ее важно еще и правильно упаковать – только так можно гарантировать безопасность товара при транспортировке. Для этого на заводе Аудиомании придумали несколько ноу-хау.
При упаковке колонок сотрудники используют латексные или виниловые перчатки – они не оставляют следов на полированной поверхности. Сами же колонки, покрытые лаком, оборачивают в специальный нетканый упаковочный материал, который не оставляет на лаке следов. Его на завод поставляют из Китая – нигде больше подобную упаковку не делают.
Виктор Лагарпов подчеркивает: если упаковать колонки в обычную ткань или пленку, вероятность, что они поцарапаются, резко возрастает. Кроме того, нетканый материал позволяет колонкам «дышать».
Коробки, в которые упаковывают колонки (это относится, в первую очередь, к самым дорогим из производимых моделей), изготавливают из комбинации фанеры и прочного картона. Такая упаковка намного прочнее обычного упаковочного картона, но при этом экологичнее деревянных ящиков (подобные варианты – упаковка из дерева – на рынке тоже встречаются).
Дело в том, что фанера, во-первых, производится из отходов промышленности, а во-вторых, не требует дополнительной обработки химикатами (на последней часто настаивают санэпидемнадзоры многих стран в случае использования деревянных, а не фанерных, ящиков).
После того, как колонку обернули в нетканый материал и поместили в коробку, оставшееся пространство заполняется специальной упаковочной пеной, которая быстро увеличивается и заполняет все пустоты. Это позволяет не использовать в упаковке вкладыши (которые надо менять в зависимости от модели акустики и размеров упаковки) и дополнительно увеличивает ее надежность.
Обычно для фиксации деревянно-фанерных коробок применяют степлер, но в таком случае после распаковки дерево или фанера превращаются в отходы. Аудиомания придумала способ, позволяющий использовать прочный упаковочный материал многократно: для этого на производстве отдельный сотрудник фиксирует коробки саморезами. Комбинация всех этих факторов обеспечивает практически стопроцентную гарантию надежной транспортировки товара – даже если коробки хранят в больших штабелях.
High-End по цене Hi-Fi
Особенности производства и разработки аудиотехники во многом объясняют и смелый девиз Arslab, и то, почему Аудиомании удалось серьезно снизить ценник на «свои» колонки.
Например, решение изготавливать корпуса на собственном оборудовании позволило Аудиомании исключить из производственного процесса дополнительные звенья, которые в противном случае привели бы к удорожанию продукта: а это и оплата работы стороннего производителя, и затраты на логистику, и потери из-за необходимости дожидаться своей очереди, как в случае с китайскими поставщиками корпусов.
Точно так же на уменьшении конечной цены сказывается и то, что Аудиомания сама разрабатывает и продает акустику собственного бренда: компании нет необходимости переплачивать за сторонний R&D, а из цепи, связывающей производителя и покупателя, «уходят» оптовики и дистрибьюторы.
Что касается компонентов, которые все-таки приходится закупать у сторонних производителей, то Аудиомания старается наладить с ними максимально комфортные и эффективные условия работы – и использовать это, чтобы лишний раз не увеличивать ценник.
Например, тесное сотрудничество Аудиомании и производителя динамиков Wavecor позволяет компании закупать компоненты большими партиями и расходовать их по мере необходимости. При этом в Wavecor с уважением относятся к просьбам российской стороны изменить те или иные параметры своей продукции в соответствии с задумками инженеров.
Говорит ли все это в пользу колонок Arslab? Определить может только сам слушатель:
Понять, нравится или не нравится, можно, только включив и послушав. Каждая система – продукт креативного состояния инженера-разработчика. В работу он вкладывает свою душу
– Юрий Фомин
P.S. Больше материалов по теме аудиотехники – в нашем блоге «Мир Hi-Fi».
Двойное дно
Корпус — предмет особой гордости. Он полностью производится силами Arslab с минимальной степенью автоматизации. Единственный автоматизированный процесс — нарезка МДФ, которая выполняется на станке с ЧПУ. Далее, разрезанный и профрезерованный лист вручную собирается, склеивается, внутрь вставляются перегородки. Все поверхности изнутри демпфируются слоем битума, а затем заглушаются специальным акустическим поролоном датского производства. Если ради любопытства заглянете внутрь корпуса какой-нибудь другой акустики сравнимой цены, в 90% случаев вы увидите голый МДФ и, в лучшем случае, пышный кусок синтепона в качестве звукопоглотителя.
Подавляющее большинство операций по сборке и отделке выполняются вручную, в том числе покраска, наложение и полировка нескольких слоёв лака. Каждая пара акустических систем — это уникальный продукт, имеющий свой серийный номер. Всё в лучших традициях High End.
Пропорции и размеры корпуса Arslab Classic 2 по современным меркам вполне классические: абсолютный прямоугольник с острыми гранями, узкий 180-мм фасад и высота около одного метра. Вес при этом весьма солидный, масса одной колонки — 20 кг. Сказываются толстые стенки и большое количество внутренних перегородок с отверстиями, выполняющих функцию рёбер жесткости.
Дно у акустики двойное. К основному корпусу снизу прикручивается площадка такого же размера что и днище, а уже в неё вкручиваются четыре регулируемых по высоте шипа. В ковролин входят отлично, но если на полу настелен ламинат или паркет, который вам особенно дорог, рекомендую сразу озадачиться покупкой красивых виброразвязывающих подставок под шипы или же по старинке воспользоваться монетками.
Регулируемые шипы и основание из МДФ обеспечивают хорошую виброразвязку
Акустическое оформление корпуса — фазоинверторное. Один порт большого диаметра расположен на задней стенке. В итоге бас получается чёткий, без выраженного затягивания или смешивания нот. Гулкость, характерная для такого оформления, минимальная и заметна только на нижних нотах. Собственно, пора переходить от физики к лирике.